Материалы » Психология педагогической коррекции детской агрессивности » О психологической территории и психологических границах

О психологической территории и психологических границах
Страница 1

Под психологической территорией понимается то пространство вокруг человека, которое он считает как бы личной зоной. При взаимодействии людей друг с другом их психологические территории (или границы территории) приходят в соприкосновение. Они могут пересекаться, подвергаться оккупации, уважаться или насильственно ограничиваться. Психологическая территория – это сочетание многих факторов:

§ система представления о себе;

§ представление о своем месте в мире, социуме;

§ представление о собственных возможностях;

§ обладание некоторой физической территорией, т.е. вещами, объектами, которые именуются словами «мой».

Психологические территории разных людей могут являться в той или иной степени устойчивыми образованиями и иметь более или менее жесткие границы, нарушение которых всегда вызывает негативную реакцию от легкого дискомфорта до болезненных переживании. Такая реакция в свою очередь может стимулировать возникновение в самых разнообразных форм защиты, вплоть до ответной агрессии. Нарушением границ психологической территории называется воздействие одного человека на другого с той или степенью насильственности (т.е. без получения согласия) с целью изменить по своему усмотрению, принадлежащую человеку систему представлении о себе, о своих возможностях, ресурсах и о своем месте в мире, заставить изменить правила и принципы, навязать чуждые цели и способы их достижения и т.д., а также самовольное присвоение и использование физической территории другого человека или его предметов. Развитие психологической территории начинается от одного года, т.е. в родительской семье и проходит ряд стадии, завершаясь установлением партнерских суверенных территории. Такие люди могут создавать партнерские отношения, которые свободны в своем развитии и могут оказывать взаимную помощь и поддержку, но в пределах, не препятствующих осуществлению потребности каждого. Область взаимодействия, на территории которого устанавливаются взаимовыгодные правила, в остальном происходит совершенное свободное и ответственное самоопределение. Если в процессе роста и развития личности на предыдущих стадиях развития личность подавлялась, то партнерский уровень развития личности не наступает. Блокирование развития личности может наступить практически на любом этапе. Это означает, что человек становясь взрослым оказывается не в состоянии строить ответственные и суверенные взаимоотношения с окружающим. Напротив, у него развивается склонность к созависимым отношениям с тенденцией «уходить» от самостоятельного решения проблем, или наоборот, «сверхответственность» как частный случай попытки нейтрализовать тревожность и чувство собственной ничтожности через стремление к контролю.

Сломленное «Я», фрагментированное «Я» опустошенное «Я» - «дефект», или «дыра» личности – это то, что характеризует людей, строящих созависимые отношения. Каждый из них испытывает совершенно естественную для ребенка зависимость от отношения к нему своих родителей или тех, кто их замещает. Каждый из них пережил основной наиважнейший дефицит – дефицит любви.

Слишком холодное отчужденное, слишком контролирующее, слишком критическое и уничижительное или слишком непоследовательно отношение родителей надламывает хрупкое «Я», которое начинает образовываться на основании обратной связи, которую маленький ребенок получает в связи со своим самопроявлением.

Система представления о себе, ещё не закончив формироваться – повреждается и опустошается. Каждый человек развивающийся таким образом «обладает утратой» и поэтому вечно ищет любви, которая была ему необходима и которую он так и не получил. «Я» - как система представления о себе – самосознания, которая призвана к построению реальной картины мира, определению места человека в этом мире и необходимое для урегулирования инстинктов, потребностей и желании с реальными возможностями оказывается нарушена. Но жить с опустошенным «Я» практически невозможно. Человек с опустошенным «Я» или «дефектом» в структуре личности стремится заполнить его с помощью тех людей с которыми он вступает в значимые отношения и теперь он стремится восстановить и заполнить его также с помощью отношении предполагающих любовь.

Страницы: 1 2


Нормативные шкалы развития грудного ребенка: Шкала оценки психического развития ребенка А. Гезелла; Шкала оценки языкового развития ребенка (Института педиатрии АМН Украины)
Одними из наиболее известных в истории психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились "Таблицы развития" А. Гезелла (1925), включающие показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: "моторика", "язык", "адаптивное поведение", "личностно-социальн ...

Проективные методики в контексте личного смысла (отечественная психология)
Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остается остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любые крайности при решении этого чрезвычайно важного вопроса. Сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследовани ...

История возникновения психогенетики.
В середине 50-х гг. произошла счастливая встреча инженера-физика Чампиона Тойча, прошедшего войну боевым офицером авиаразведки США, и Джоэл Мари Ноэл, одаренной необычайными экстрасенсорными способностями. В их бесконечных спорах создавалась удивительная наука и практика – психогенетика . До встречи с Джоэл Чампион Тойч настойчиво иска ...