В начале рассмотрим термин «Профессия». Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения (Климов, 1988, с. 107): 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.
Схожее по смыслу определение дано А.К. Марковой: профессия- это исторически возникшие нормы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества (Маркова, 1996, с. 15).
Несколько иные представления дают следующие два определения профессии: как длительно существующего комплекса трудовых обязанностей (Иванова, 1992, с. 4-7) и как общности всех людей, занятых данным видом труда (Забродин, 1994, с. 9-11).
Но для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества.
Понятие профессионально важных качеств было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым, он понимал под системой ПВК – индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения (Шадриков, 1982, с.86). Значение данной подсистемы в психологической системе профессиональной деятельности, по Шадрикову, подчеркивается вследствие того, что «профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом формирования» всей системы (Шадриков, 1982, с. 86-87).
До Шадрикова Е.Э. Смирнова говорила о параметрах личности, обеспечивающих успешность действий в избранной области. Эти параметры она назвала качествами (Смирнова, 1977, с. 27).
Сходное с пониманием Смирновой мы находим у А.А. Бодалева, А.А. Дергача, Л.Г. Лаптевой и др., которые в своей работе специфическими психологические особенности, или качества, объясняют степенью сформированности «всех компонентов психики профессионала: психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность» (Бодалев и др., 2001, с.24-25).
Следует отметить, что после введения в психологию термина профессионально важных качеств представителями отечественной психологии в основном это понятие не детализировалось и не уточнялось. Наоборот, сегодня определения ПВК упрощены еще больше. Ярко демонстрирует это, определение Н.С. Пряжникова. ПВК, по его мнению, - это качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности (Пряжников, 1997, с.37). Как мы видим, речь уже не идет об успешности освоении человеком этой деятельности.
Изначально ПВК представлялись системой качеств и особенностей, а не совокупностью отдельно взятых характеристик субъекта, участвующих в выполнении деятельности.
По смыслу профессионально важные качества близки к специальным способностям. Понимая под способностями свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические и психомоторные процессы, способности являются составляющей профессионально важных качеств, но последние ими не исчерпываются (Шадриков, 1982, с. 86). Такая достаточно широкая трактовка ПВК объясняется автором тем, что «в функции ПВК могут выступать общесоматические (конституциональные) и нейродинамические свойства человеческого организма, свойства психических процессов, направленность личности, ее потребности, интересы, мировоззрение и убеждения, моральные качества» (Шадриков, 1982, с. 144), т.е. другими словами, любой параметр субъекта деятельности, оказывающий влияние на ее эффективность.
Но это не единственное понятийное различие между способностями и ПВК.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности (Психологический словарь, 1983, с. 353), обеспечивающие также легкость овладения деятельностью (Столяренко Л.Д., 1999, с. 284) и отличающие человека от других (Маркова, 1996, с. 84; Столяренко Л.Д , с. 283).
Вербальная и невербальная коммуникация
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно можно построить классификацию коммуникативных процессов. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соот ...
Изучение склонности к открытому агрессивному поведению
Изучение склонности к открытому агрессивному поведению проводилось посредством методики «Hand-тест». Результаты исследования представлены в таблице 15 (Приложение 2), и на рисунке11 в виде диаграмм.
Рисунок 11. Склонность подростков к открытому агрессивному поведению
Одна из наиболее интересных находок «Hand-теста» состоит в том, чт ...
Виды лжи
Вагин[6] и Экман[7] в своих книгах выделяют два основных вида лжи:
1. Умолчание (сокрытие правды);
2. Искажение (сообщение ложной информации).
Так же выделяют разновидности лжи, такие как: сообщение правды в виде обмана и особая ложь. Рассмотрим эти формы лжи:
Умолчание или сокрытие реальной информации. По мнению И. Вагина, «большин ...
Разделы