7. Типичные рабочие эпизоды (например, описание случаев работы в стрессовых или опасных ситуациях).
8. Ведение записей и составление отчетов.
9. Источники информации (инструкции).
10. Руководство (сколько человек и кто именно находится в подчинении и т. д.). Очевидными недостатками метода интервью в целях анализа трудовой деятельности являются:
1)Недостаточная стандартизация и как следствие этого трудности сопоставления данных различных интервью.
2) Необходимость специально подготовленного аналитика.
3) Большие временные затраты.
4) Влияние ошибок интервьюируемого и интервьюера.
При письменной форме используются анкеты, опросники, дневники специалистов, описание критических инцидентов (краткие рассказы о реальных ситуациях, поведении, действиях и т.п.). Для простой деятельности бывает достаточно описание 50-100 инцидентов. При этом в качестве критерия сложности деятельности могут выступать следующие данные: на 100 инцидентов, выявленных в результате наблюдения, 2-3 ситуации являются новыми для сотрудников. В значительной степени избежать перечисленных выше ошибок, связанных с применением интервью, помогают опросные методы анализа работы.
2.Эксперимент.
Выделяются специалисты с различной профессиональной успешностью. С помощью специальных приборов, методик, бланков проверяется содержание разработанной профессиограммы.
Второй этап.
Результатом профессиографического исследования является профессиограмма – документ, в котором по определенной схеме представлено всестороннее описание различных объективных характеристик профессиональной деятельности и совокупности ее требований к профессионально важным качествам специалиста. Совокупность таких требований называется психограммой.
Типовая схема профессиографического описания деятельности (профессиограммы). Разработанная В.В. Спасенниковым.
1.Общие сведения о профессиональной деятельности.
Наименование и назначение специальности. Связь с другими специальностями, некоторые аспекты истории и перспективы развития.
А. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда.
Б. Необходимая общая и специальная подготовка специалистов.
В. Основное содержание функциональных обязанностей специалиста (что он должен знать и уметь и за что отвечает).
Г. Основные показатели эффективности работы специалиста (по продуктивности, качеству, удовлетворенности и т.д.)
2. Условия деятельности.
А. Санитарно-гигиенические условия.
Б. Организация и режим труда.
Величина физической нагрузки, характеристика темпа работы, профессиональные заболевания, техника безопасности.
Социально-психологические факторы деятельности.
А. Характеристика коллектива, в составе которого специалист выполняет свои обязанности.
Количественный состав, степень самостоятельности членов коллектива в ходе профессиональной деятельности, степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной работы, типичный стиль руководства, интенсивность профессионального общения.
Б. Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей.
Основные связи специалиста «по вертикали» (с руководителями и подчиненными) и «по горизонтали» (с другими членами коллектива); степень значимости успешного выполнения специалистом своих задач для коллектива в целом и мера его ответственности за общую работу, за состояние людей, возможность проявления индивидуальных особенностей, способностей и творчества в работе, требования к общительности и стилю поведения в коллективе.
В. Мотивационные аспекты деятельности.
Степень обусловленности качества работы специалиста мотивами деятельности, наличием соответствующих склонностей, интересов, увлечений. Наиболее привлекательные и негативные стороны работы, основные пути ее стимулирования, возможности продвижения по службе и профессионального совершенствования.
Г.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации.
Продолжительность и обусловленность адаптации различными объективными факторами, ее связь с индивидуальными характеристиками сотрудников, пути ускорения.
Содержание деятельности.
А.Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом.
Наименование, последовательность и содержание основных задач и операций; выделение и описание напряженных моментов деятельности, определяющих наиболее высокий уровень требований к социально-психологическим качествам человека, характер активации при этом различных психологических функций.
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задач исследования и выбора объектов измерений, формируется основная гипотеза и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Когда вопросы ...
Этические нормы психолога
Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство психолога – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:
1. Ответственность. Психолог несет персональную ответственность за адекватность используемых м ...
Особенности использования психодиагностических данных
Практический психодиагност использует в своей работе категории нормы. Это делает его работу особенно значимой для человека, которому он оказывает психологическую помощь, то есть воздействует на его психическую реальность. Использование категории психической нормы приводит к тому, что все психологические задачи клиента в той или иной сте ...
Разделы