Методика построения профессиограммы
Страница 3

7. Типичные рабочие эпизоды (например, описание случаев работы в стрессовых или опасных ситуациях).

8. Ведение записей и составление отчетов.

9. Источники информации (инструкции).

10. Руководство (сколько человек и кто именно находится в подчинении и т. д.). Очевидными недостатками метода интервью в целях анализа трудовой деятельности являются:

1)Недостаточная стандартизация и как следствие этого трудности сопоставления данных различных интервью.

2) Необходимость специально подготовленного аналитика.

3) Большие временные затраты.

4) Влияние ошибок интервьюируемого и интервьюера.

При письменной форме используются анкеты, опросники, дневники специалистов, описание критических инцидентов (краткие рассказы о реальных ситуациях, поведении, действиях и т.п.). Для простой деятельности бывает достаточно описание 50-100 инцидентов. При этом в качестве критерия сложности деятельности могут выступать следующие данные: на 100 инцидентов, выявленных в результате наблюдения, 2-3 ситуации являются новыми для сотрудников. В значительной степени избежать перечисленных выше ошибок, связанных с применением интервью, помогают опросные методы анализа работы.

2.Эксперимент.

Выделяются специалисты с различной профессиональной успешностью. С помощью специальных приборов, методик, бланков проверяется содержание разработанной профессиограммы.

Второй этап.

Результатом профессиографического исследования является профессиограмма – документ, в котором по определенной схеме представлено всестороннее описание различных объективных характеристик профессиональной деятельности и совокупности ее требований к профессионально важным качествам специалиста. Совокупность таких требований называется психограммой.

Типовая схема профессиографического описания деятельности (профессиограммы). Разработанная В.В. Спасенниковым.

1.Общие сведения о профессиональной деятельности.

Наименование и назначение специальности. Связь с другими специальностями, некоторые аспекты истории и перспективы развития.

А. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда.

Б. Необходимая общая и специальная подготовка специалистов.

В. Основное содержание функциональных обязанностей специалиста (что он должен знать и уметь и за что отвечает).

Г. Основные показатели эффективности работы специалиста (по продуктивности, качеству, удовлетворенности и т.д.)

2. Условия деятельности.

А. Санитарно-гигиенические условия.

Б. Организация и режим труда.

Величина физической нагрузки, характеристика темпа работы, профессиональные заболевания, техника безопасности.

Социально-психологические факторы деятельности.

А. Характеристика коллектива, в составе которого специалист выполняет свои обязанности.

Количественный состав, степень самостоятельности членов коллектива в ходе профессиональной деятельности, степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной работы, типичный стиль руководства, интенсивность профессионального общения.

Б. Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей.

Основные связи специалиста «по вертикали» (с руководителями и подчиненными) и «по горизонтали» (с другими членами коллектива); степень значимости успешного выполнения специалистом своих задач для коллектива в целом и мера его ответственности за общую работу, за состояние людей, возможность проявления индивидуальных особенностей, способностей и творчества в работе, требования к общительности и стилю поведения в коллективе.

В. Мотивационные аспекты деятельности.

Степень обусловленности качества работы специалиста мотивами деятельности, наличием соответствующих склонностей, интересов, увлечений. Наиболее привлекательные и негативные стороны работы, основные пути ее стимулирования, возможности продвижения по службе и профессионального совершенствования.

Г.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации.

Продолжительность и обусловленность адаптации различными объективными факторами, ее связь с индивидуальными характеристиками сотрудников, пути ускорения.

Содержание деятельности.

А.Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом.

Наименование, последовательность и содержание основных задач и операций; выделение и описание напряженных моментов деятельности, определяющих наиболее высокий уровень требований к социально-психологическим качествам человека, характер активации при этом различных психологических функций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Влияние нравственного развития личности на ситуацию морального выбора
Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их нет – говорить о добродетели совершенно бессмысленно, так как человек не осуществляет выбор между добром и злом, -Аристотель. Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когд ...

Функциональная асимметрия головного мозга
Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций. Разрушения в правом полушарии (но не в левом) сопровожда ...

Методология борьбы с лживостью
Патологическую склонность ко лжи ещё называют псевдологией. Но как бы мы не называли (мифомания или псевдология) патологическую ложь, как форму поведенческой зависимости, она формируется ещё в детстве у демонстративной и, в то же время психопатической личности, добивающейся таким способом иллюзорного удовлетворения не реализуемых потреб ...