Методика построения профессиограммы
Страница 3

7. Типичные рабочие эпизоды (например, описание случаев работы в стрессовых или опасных ситуациях).

8. Ведение записей и составление отчетов.

9. Источники информации (инструкции).

10. Руководство (сколько человек и кто именно находится в подчинении и т. д.). Очевидными недостатками метода интервью в целях анализа трудовой деятельности являются:

1)Недостаточная стандартизация и как следствие этого трудности сопоставления данных различных интервью.

2) Необходимость специально подготовленного аналитика.

3) Большие временные затраты.

4) Влияние ошибок интервьюируемого и интервьюера.

При письменной форме используются анкеты, опросники, дневники специалистов, описание критических инцидентов (краткие рассказы о реальных ситуациях, поведении, действиях и т.п.). Для простой деятельности бывает достаточно описание 50-100 инцидентов. При этом в качестве критерия сложности деятельности могут выступать следующие данные: на 100 инцидентов, выявленных в результате наблюдения, 2-3 ситуации являются новыми для сотрудников. В значительной степени избежать перечисленных выше ошибок, связанных с применением интервью, помогают опросные методы анализа работы.

2.Эксперимент.

Выделяются специалисты с различной профессиональной успешностью. С помощью специальных приборов, методик, бланков проверяется содержание разработанной профессиограммы.

Второй этап.

Результатом профессиографического исследования является профессиограмма – документ, в котором по определенной схеме представлено всестороннее описание различных объективных характеристик профессиональной деятельности и совокупности ее требований к профессионально важным качествам специалиста. Совокупность таких требований называется психограммой.

Типовая схема профессиографического описания деятельности (профессиограммы). Разработанная В.В. Спасенниковым.

1.Общие сведения о профессиональной деятельности.

Наименование и назначение специальности. Связь с другими специальностями, некоторые аспекты истории и перспективы развития.

А. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда.

Б. Необходимая общая и специальная подготовка специалистов.

В. Основное содержание функциональных обязанностей специалиста (что он должен знать и уметь и за что отвечает).

Г. Основные показатели эффективности работы специалиста (по продуктивности, качеству, удовлетворенности и т.д.)

2. Условия деятельности.

А. Санитарно-гигиенические условия.

Б. Организация и режим труда.

Величина физической нагрузки, характеристика темпа работы, профессиональные заболевания, техника безопасности.

Социально-психологические факторы деятельности.

А. Характеристика коллектива, в составе которого специалист выполняет свои обязанности.

Количественный состав, степень самостоятельности членов коллектива в ходе профессиональной деятельности, степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной работы, типичный стиль руководства, интенсивность профессионального общения.

Б. Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей.

Основные связи специалиста «по вертикали» (с руководителями и подчиненными) и «по горизонтали» (с другими членами коллектива); степень значимости успешного выполнения специалистом своих задач для коллектива в целом и мера его ответственности за общую работу, за состояние людей, возможность проявления индивидуальных особенностей, способностей и творчества в работе, требования к общительности и стилю поведения в коллективе.

В. Мотивационные аспекты деятельности.

Степень обусловленности качества работы специалиста мотивами деятельности, наличием соответствующих склонностей, интересов, увлечений. Наиболее привлекательные и негативные стороны работы, основные пути ее стимулирования, возможности продвижения по службе и профессионального совершенствования.

Г.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации.

Продолжительность и обусловленность адаптации различными объективными факторами, ее связь с индивидуальными характеристиками сотрудников, пути ускорения.

Содержание деятельности.

А.Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом.

Наименование, последовательность и содержание основных задач и операций; выделение и описание напряженных моментов деятельности, определяющих наиболее высокий уровень требований к социально-психологическим качествам человека, характер активации при этом различных психологических функций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Формирование эстетики поведения и общение, нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая проблема. Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков
Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, сн ...

Эмоции и развитие личности
Эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок естественным образом встречают разный прием в мире сверстников и взрослых. От эмоций, которые ча ...

Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей. Характеристика и базы исследования.
Специальная школа-интернат для умственно отсталых детей находится по адресу: г. Вилейка, ул. 17 сентября, 10. Здание школы строилось 50 лет назад, имеет 4 этажа, 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате дети находятся круглосуточно,. В интернате большой педагогический коллектив, служебный персонал, медики, воспитатели, логопед. ...