Анализ полученных данных

Одной из задач нашего исследования являлось выявление различий на уровне исследуемого признака. У нас имелось 2 выборки, в одной 12 человек, в другой 11 человек.

Для математического анализа нами был выбран Q – критерий Розенбаума для первой и второй методики. Критерий используется для оценки различий между двумя выбоками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых.

С помощью Q –критерия Розенбаума мы исследовали различия уровней агрессивности в двух наших группах. Различия в баллах по этой шкале у двух групп соответствовало 5,7. В результате математической обработки различия по данной шкале попали в область значимости, где Q= 11 (чем выше значение Q, тем достоверность различий выше), при p >0,01. Таким образом, таким образом, наш выбор разделения испытуемых на группу детей из неполных и полных семей становится математически обоснованным.

Анализ результатов исследования тревожности с помощью методики «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена показал, что уровень тревожности у детей дошкольного возраста из неполных семей равен 54%, а у детей дошкольного возраста из полных семей равен 27%. С помощью математического анализа и Q –критерия Розенбаума мы исследовали различия у наших групп, они попали в зону значимости, Q= 12, при p >0,01.

Для третьей и четвертой методики нами был выбран U – критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Позволяет выявлять различия между малыми выборками.

С помощью U- критерия Манна-Уитни мы исследовали один из симпотомокомплексов – тревожность у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях. Различие в баллах по этой шкале у двух групп соответствовало 10. В результате математической обработки различия по данной шкале попали в область значимости, где U= 1,5 (чем меньше значение U, тем достоверность различий выше), при p< 0.01. Таким образом, наш выбор разделения испытуемых на группу детей из неполных семей и из полных семей с помощью проективного теста «Дом. Дерево. Человек» становится обоснованным.

Далее мы исследовали различия уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста из неполных и полных семей. Математический анализ с помощью U – критерия Манна-Уитни показал, что различия между нашими группами по данному критерию попадают в область не значимости, где U= 39 при p>0,05. Это позволяет сделать вывод, что тенденция взаимообусловленности уровня развития восприятия не прослеживается. В целом по двум группам, уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста в неполных и полных семьях ненамного отличается.


Развитие воли происходит в направлениях
· Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные. · Обретение человеком контроля над своим поведением. · Выработка волевых качеств личности. · Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточн ...

Причины обращения к самооценке
Седикидес (Sedikides, 1993, Sedikides&Strube, в печати) полагал, что существуют три мотива для обращения к самооценке: понимание себя (поиск точных знаний о себе, равно как положительных, так и отрицательных), повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) и самопроверка (поиск истинных знаний о себе). Если мы ...

Проблема индивидуальных различий
Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем, с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружаю ...