Заучивание 10 слов.
Рис. 5 - Кривая запоминания
Примечание: четвертая проба проведена после перерыва в 65 минут.
Испытуемая запомнила все десять слов к 3 пробе. В каждой пробе было последовательно воспроизведено 8, 9, 10 слов. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов (рис. 5). Т.о. выявленный уровень непосредственного запоминания находится в пределах нормы. По прошествии часа испытуемый правильно вспомнил 8 слов, что свидетельствует о достаточно хорошем показателе долговременной памяти (память в узком смысле – фиксация следов воспринятого).
«Лишних» слов не было. В процессе проведения методики испытуемая иногда (1-2 в пробе) повторяла уже названные ей ранее слова.
Опосредованное запоминание. Методика Леонтьева.
Опосредованное запоминание дало лучшие результаты, чем простое заучивание. В первой же пробе испытуемая назвала все слова. В норме в 15-летнем возрасте (испытуемой 14 лет) дети могут воспроизводить все 100% предьявленного материала.
Пиктограмма.
Воспроизведено 10 из 10 предложенных для запоминания понятий. Испытуемый свободно устанавливал связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и при воспроизведении слов по рисунками. Это указывает на сформированность понятийного мышления.
Виды изображений:
- абстрактные 0
- знаково-символические 3
- конкретные 4
- сюжетные 3
- метафорические 0
Наблюдается незначительное преобладание конкретных изображений, что можно рассматривать как некоторое тяготение испытуемого к конкретно-действенному мышлению, однако это незначительный «перекос», т.к. почти столь же часто были использованы и знаково-символические изображения.
Воспроизведение рассказа.
Испытуемому было предложено два рассказа различной сложности. Оба рассказа он воспроизвел точно, сохраняя логическое развитие сюжета, без пропуска отдельных элементов. Такой результат свидетельствует о хорошем уровне понимания (мышление) и запоминания (память) текстов, умении организовывать свою устную речь.
Основные виды психического дизонтогенеза
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л. С. Выгодским (текст 2).
Текст 2. Три типа дефекта
«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельны ...
Эго
Эго («Я») – та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид.
Как кора дерева, Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Оно обеспечивает физическое и душевное здоровье ...
Динамика конфликта.
В динамике конфликта, то есть в его реализации как процесса, выделяют семь стадий его развития:
1) предконфликтная стадия;
2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуацией;
3) интеллектуальный этап развития;
4) критический этап развития;
5) спад напряжённости в противодействии;
6) сопоставление официальных и ...
Разделы