Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. www.eduguides.ru
Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Эмоции можно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными признаками.
Во-первых, в отличии, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье - грусть, радость - печаль и т.п. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью.
Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу всей совокупности объективных обстоятельств в соответствии или в разрез с ними, определяет судьбу эмоций.
Если все происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и поэтому вызывает то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью.
Эта связь взаимная: с одной стороны, ход или исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.
Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Сам характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее.
Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выдели три сферы: органическая жизнь, интересы материального порядка и духовные, нравственные потребности.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Сферы эмоций |
Проявления эмоций |
1. Органическая (аффектно -эмоциональная) чувствительность. |
Элементарные удовольствия и неудовольствия (удовлетворение органических потребностей). |
2. Предметные чувства: а) материальные; б) интеллектуальные; в) эстетические. |
2. Обладание определёнными предметами и занятие отдельными видами деятельности. Восхищение одними предметами, людьми и видами деятельности и отвращение к другим. |
3. Обобщенные мировоззренческие чувства. |
3. Мораль и отношения человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. |
Приложения
Приложение № 1
Бланк № _
Ф.И.О.
Возраст
Инструкция:
Прочтите утверждения и дайте ответ «да» или «нет».
Утверждения:
Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
Временами у меня бывают пр ...
Диагностика и способы развития произвольной памяти. Методы
диагностики памяти у дошкольников
Все виды и особенности памяти одновременно оценить очень трудно. В нашей работе мы опишем методики для определения объёма кратковременной слуховой и зрительной памяти, а так же процессы памяти.
· Методика «Узнай фигуры».
Эта методика - на узнавание. Детям предлагаются картинки и даются следующие инструкции:
Перед вами 5 картинок (при ...
Задачи, с которыми приходится сталкиваться психологу и клиенту
Психолог рассчитывает решить несколько важных задач, а именно:
организовать комфортное пространство для клиента и для себя, ибо без этого успех консультации ставится под сомнение. Здесь необходимо учесть и цветовые гаммы интерьера, и удобное, психологически безопасное взаимное расположение клиента и консультанта, и максимально удобное ...
Разделы