Материалы » Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей » Теоретический анализ возникновения брачно-ролевых установок. Гендерный аспект. Гендерный аспект ролевого поведения

Теоретический анализ возникновения брачно-ролевых установок. Гендерный аспект. Гендерный аспект ролевого поведения
Страница 2

Чтобы избавиться от этих ассоциаций и преодолеть биологический редукционизм, ученые ввели в науку понятие гендер. В науке это слово заведомо искусственно. В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле, подразумевая любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями). В более узком и строгом смысле гендер обозначает «социальный пол», социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Благодаря их появлению и развитию пол в социальной теории рассматривается как инструмент социальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом, конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы – власть, насилие, самосознание, свобода – предстают как проблемы, связанные с принадлежностью к определенному полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначения получили благодаря гендерным исследованиям гендерное измерение, представ как связанные с социально-половыми (гендерными) ролями каждого индивида и существующей в любом обществе иерархии и дискриминации по признаку пола.

Традиционные стереотипы мужского и женского поведения, проявляющиеся в поло-ролевом программировании требуют от мужчины силы, рациональности, ограничения эмоциональности (за исключением чувства агрессии, которое считается вполне приемлемым для мужчины). Эти же стереотипы требуют от женщины слабости, мягкости, заботливости, эмоциональности (опять же за исключением агрессии, которая не должна быть свойственна женщинам), ограничения рациональности (показывать высокий интеллект для женщины считается зазорным). В общественном сознании эти стереотипы давно себя изжили, но они оказались живучими на бытовом психологическом уровне. В то же время, прогрессивное движение освобождения от этих стереотипов, в котором лидерами оказались женщины-феминистки, начало формировать другие стандарты и, похоже, создавать новые проблемы гендерных ролей.

Страницы: 1 2 


Уровни психологической поддержки субъекта труда
Вопрос уровней взаимодействия в системе "субъект-субъект" ("учитель-ученик", "тренер-спортсмен", "инструктор-курсант", "врач-пациент", "психолог-клиент") — один из сложнейших в современных гуманитарных науках. Он является одним из центральных для педагогической психологии, акме ...

Негативные эмоции.
На диаграмме представлены обобщенные данные, полученные в ходе анализа 78 жизненных историй. Мы видим: подавляющее количество наших соотечественников (89,7%) склонны к переживанию страха. Этот страх потери контакта с любимым человеком, страх осуждения и наказания, страх отвержения, страх быть самим собой, страх потерять близкого челов ...

Формирование общественной направленности личности
Известно, что потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он прежде всего стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны со взрослым поведением. Причем в большей степени он будет «считывать» реально действующие нормы, чем пропагандируемые или институциональные. Стремление к независи ...