Материалы » Основы психодиагностики » Методы психологической диагностики развития личности. Классификация методов возрастной психодиагностики

Методы психологической диагностики развития личности. Классификация методов возрастной психодиагностики
Страница 1

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

4. по психической активности испытуемых:

¾интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

¾экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

¾проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

¾исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2. по назначению:

¾общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

¾тесты профессиональной пригодности;

¾тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

¾тесты достижений;

3. по материалу, которым оперирует испытуемый:

¾бланковые;

¾предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

¾аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5. по форме ответа: устные и письменные;

6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

¾объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

¾стандартизованные самоотчеты:

§ тесты-опросники, открытые опросники;

§ шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;

§ индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;

§ проективные техники;

§ диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ

тесты

многие опросники

шкальные техники

беседы

интервью

диагностические игры

патопсихологический эксперимент

некоторые проективные методики

Страницы: 1 2


Понятие анализатора, и их взаимодействие
Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки. Прием информации человеком-оператором необходимо расс ...

Особенности памяти
Заучивание 10 слов. Рис. 5 - Кривая запоминания Примечание: четвертая проба проведена после перерыва в 65 минут. Испытуемая запомнила все десять слов к 3 пробе. В каждой пробе было последовательно воспроизведено 8, 9, 10 слов. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит прави ...

Результаты экспериментального исследования. Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования
Результаты диагностической программы представлены в сводной таблице. Таблица 1 Сводная таблица результатов диагностического исследования № Имя Фамилия Методики 1 2 3 4 1 Алина М. высокий средний высокий высокий 2 Антон С.* низкий низкий средний низкий 3 Светлана М ...