Материалы » Основы психодиагностики » Методы и методики типологизации личности в психологическом исследовании

Методы и методики типологизации личности в психологическом исследовании

Следуя развитому способу описания типов личности, приведен метод определения типа личности. Он основан на последовательном применении 4-х дихотомий - то есть четырехкратном альтернативном последовательном разделении всех 16 типов на равные непересекающиеся классы.

Чтобы однозначно определить тип личности необходимо задать: 1) рациональность или иррациональность программной функции (или, что то же самое - творческой), 2) что описывает программная (или творческая) функция: процесс или состояние, 3) для рациональной компоненты определить, логика это или этика, и, наконец, 4) для иррациональной компоненты определить, интуиция это или сенсорика.

Используем следующие названия для типов:

Тип называется рациональным, если его программная функция рациональна (тогда творческая, соответственно - иррациональная).

Тип называется экстравертом, если его программная функция описывает состояние (тогда творческая функция, соответственно, - процесс).

Тип называется логическим, если он содержит логическую компоненту информаци безотносительно к тому, описывается ею процесс или состояние (этический тип, соответственно, содержит этическую компоненту информации).

Тип называется интуитивным, если о содержит интуитивную компоненту информаци безотносительно к тому, описывается ею процесс или состояние (сенсорный тип, соответственно, содержит сенсорную компоненту информации).

Определения как иррационального, так и интровертного типа - очевидны.

Кратко говоря: для того, чтобы определить тип личности человека, необходимо произвести соотнесение его к одному из двух полюсов таких дихотомий (противопоставлений или - альтернатив, то есть двух возможностей):

Рациональный - иррациональный.

Экстраверт - интроверт.

Логик - этик.

Сенсорик - интуит.

(Интересно, что дихотомии (противопоставления) “рациональный - иррациональной” в типологии Майерс-Бриггс не получено. В “соционике” же такая дихотомия угадана интуитивно, интуитивно же получены и некоторые (далеко не все!) маркеры типов (интересно, что на практике такой способ определения типа человека “социониками” практически не применяется!).)

Сразу отметим, что проводить такое соотнесение можно в любой, произвольной последовательности! В зависимости от типов как Вашего, так и определяемого Вами, некоторые из альтернатив будут Вами разрешены легко и быстро, а над некоторыми Вам придется потрудиться больше.

Методика должна учитывать не только специфику Вашего собственного типа, но также и специфику всей Вашей личности. Поэтому мы и описываем ниже самые разнообразные альтернативные различия между типами, стремясь охватить возможно больший материал, чтобы предоставить Вам наилучшие условия и наибольшие возможности. Но что именно Вы из этого материала выберете для себя - решать Вам. Отметим также, что, несмотря на все наши усилия, совокупность различий - “маркеров” типов - все же будет далеко не полной.


Нормативные шкалы развития грудного ребенка: Шкала оценки психического развития ребенка А. Гезелла; Шкала оценки языкового развития ребенка (Института педиатрии АМН Украины)
Одними из наиболее известных в истории психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились "Таблицы развития" А. Гезелла (1925), включающие показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: "моторика", "язык", "адаптивное поведение", "личностно-социальн ...

Метод социометрических измерений (социометрия)
Термин социометрия означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характерис ...

Подходы к переговорам
Мягкий подход Жесткий подход Принципиальный подход Участники – друзья Участники – противники Участники вместе решают проблему Цель – соглашение Цель – победа Цель – разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно Делать уступки для культивирования отношений Требовать уступок в качестве ...