Материалы » Основы психодиагностики » Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта

Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта

Оценка психофизиологического потенциала личности имеет не только научное, но и важнейшее практическое значение. При этом особое значение в такого рода исследованиях приобретают интеллектуальные аспекты, уровень развития таких качеств как внимание, память, логическое мышление. С точки зрения практического психолога очень важно, что существуют методики оценки интеллектуального потенциала, которые базируются на разных методологических основах, позволяя осуществить возможно более полный охват способностей личности при этом сведя к минимуму или даже полностью исключив социокультурный аспект (то есть зависимость успешности прохождения исследования от условий национальных и социальных групп, в которых воспитывается и осуществляет трудовую деятельность объект психодиагностического исследования). Выбор конкретной психодиагностической методики зависит от тех целей, которые ставит перед собой психолог-диагност. С достаточной степенью условности можно выделить три группы задач, успешное решение которых требует применения психодиагностических методик исследования интеллектуальной сферы личности:

Определение целеполагающей деятельности. Это направление психодиагностики интеллекта тесно связано с первым. Индивидуальный интеллектуальный потенциал личности необходимо учитывать для правильной постановки задач (как оперативных, связанных с выполнением конкретной профессиональной деятельности так и стратегических, таких как приобретение определённого социального статуса, достижение жизненного успеха и ещё более глобальных целей определяемых общим понятием «смысл жизни»).

Не существует какой-либо «идеальной» методики, применение которой давало бы ответы на все вопросы и позволяло решить все задачи, стоящие перед психодиагностикой интеллекта в целом или хотя бы отдельных его составляющих. Тем не менее, имеющиеся методики могут быть широко использованы для решение самого широкого круга практических задач, с их помощью психолог может не только осуществлять диагностику, но и определять пути коррекции интеллектуальной структуры личности, разрабатывать методы купирования неблагоприятных психофизиологических особенностей, то есть оказывать личности практическую помощь, в чём, собственно, и состоит задача практического психолога.


Теория жизненного цикла Херси и Бланшара.
Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от “зрелости” исполнителей. Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумеваем способность нести ответственность за с ...

(стили взаимодействия) разработанных в 1972 г. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном.
Напористость, изменяющуюся от низкой степени удовлетворения своих интересов, или пассивного поведения, до высокой степени удовлетворения своих интересов, или активного поведения, и кооперацию, изменяющуюся от слабого внимания к интересам другого, или индивидуальных действий, до сильного внимания к интересам другого, или совместных дейст ...

Общая характеристика деятельности профессионального психолога
В настоящее время в составе кадровых аппаратов работает более 2000 психологов. За последние годы, несмотря на объективные трудности в экономическом развитии страны и системы МВД России, были приняты меры по укреплению организационно-штатной и материально-технической базы психологической службы органов и подразделений внутренних дел. В ...