Материалы » Основы психодиагностики » Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта

Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта

Оценка психофизиологического потенциала личности имеет не только научное, но и важнейшее практическое значение. При этом особое значение в такого рода исследованиях приобретают интеллектуальные аспекты, уровень развития таких качеств как внимание, память, логическое мышление. С точки зрения практического психолога очень важно, что существуют методики оценки интеллектуального потенциала, которые базируются на разных методологических основах, позволяя осуществить возможно более полный охват способностей личности при этом сведя к минимуму или даже полностью исключив социокультурный аспект (то есть зависимость успешности прохождения исследования от условий национальных и социальных групп, в которых воспитывается и осуществляет трудовую деятельность объект психодиагностического исследования). Выбор конкретной психодиагностической методики зависит от тех целей, которые ставит перед собой психолог-диагност. С достаточной степенью условности можно выделить три группы задач, успешное решение которых требует применения психодиагностических методик исследования интеллектуальной сферы личности:

Определение целеполагающей деятельности. Это направление психодиагностики интеллекта тесно связано с первым. Индивидуальный интеллектуальный потенциал личности необходимо учитывать для правильной постановки задач (как оперативных, связанных с выполнением конкретной профессиональной деятельности так и стратегических, таких как приобретение определённого социального статуса, достижение жизненного успеха и ещё более глобальных целей определяемых общим понятием «смысл жизни»).

Не существует какой-либо «идеальной» методики, применение которой давало бы ответы на все вопросы и позволяло решить все задачи, стоящие перед психодиагностикой интеллекта в целом или хотя бы отдельных его составляющих. Тем не менее, имеющиеся методики могут быть широко использованы для решение самого широкого круга практических задач, с их помощью психолог может не только осуществлять диагностику, но и определять пути коррекции интеллектуальной структуры личности, разрабатывать методы купирования неблагоприятных психофизиологических особенностей, то есть оказывать личности практическую помощь, в чём, собственно, и состоит задача практического психолога.


Атеистический подход к вере
Атеисты или материалисты дают свою интерпретацию понятия «вера». Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера, порождаемая специфическими условиями существования общества, прежде всего классового, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этог ...

Мышление (определение, основные операции)
Мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Мы ...

Словарь терминов
Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдае ...