Социальные и культурные предпосылки манипуляции
Страница 2

Благоприятная почва для манипуляций существует при тоталитарных и авторитарных режимах. Манипуляции широко применялись в Германии 1930-х – 40-х. В 1938 г. Гитлер призывал нацистских журналистов: "не пропагандировать силу как таковую, а представить немецкому народу определенные внешнеполитические процессы в таком свете, чтобы внутренний голос народа начал сам постепенно требовать применения силы" [30]. www.culturemass.ru

Западные политики попытались разграничить термины "управление" и "манипулирование", назвав первое "административным", а второе – "политическим" управлением [30]. Г.С. Мельник пишет, что в практике СМИ широко используются методы подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизированных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток "организованных" новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие [30].

Многими американскими исследователями, в том числе Дж. Гебнером и его коллегами из Пенсильванского университета (1979, 1994), было показано, что воображаемый телевизионный мир формирует представления людей о реальном мире [54]. Г. Шиллер в книге "Манипуляторы сознанием" приводит характерные технические средства и приемы, используемые в технике внушения, среди них учет групповых норм, использование принципа вознаграждения и наказания, монополия источника информации, употребление в контексте слова "мы", создающего ощущение общности и т.д. [70].

Б.Ф. Скиннер рассматривал манипуляцию как "репродукцию способов воздействия, которые как рыночные, так и тоталитарные общества применяют по отношению к своим гражданам" [40]. Желаемое для общества поведение удостаивается постоянного позитивного подкрепления со стороны общества в виде социального успеха. В. Франкл писал о том, что подобные общества всегда стремятся заполнить смысловую систему индивидов культивируемыми в нем псевдоценностями [66].

Социологи считают, что в тоталитарном обществе манипулирование служит необходимым дополнением к открытому насилию и террору, выполняя "функции идеологического наркоза" и духовного обезболивания [42]. "В условиях же цивилизованного общества, где насильственное подавление человека морально порицается … манипуляция служит его своеобразным заменителем" [42]. Манипулирование является достаточно универсальным явлением, и его можно обнаружить во всех социально значимых сферах жизнедеятельности человека. Манипуляцию часто называют самой изощренной формой диктатуры, так как она заключает в себе утонченные, непрямые, а потому и более опасные действия [42].

Описывая манипулятивную природу социума, Е.Л. Доценко выделил негативные и позитивные социальные "приобретения", которые человек получает в социуме. К негативным "приобретениям" он отнес сокращение свободы, насилие над индивидуальностью, манипулирование ответственностью, санкционированную эксплуатацию людей, возведение в ранг обычной нормы иллюзий и взаимного обмана. Но, с другой стороны, конструктивная сторона социальности заключается в том, что она делает жизнь человека более предсказуемой и стабильной, снимает бремя принятия решения и груза ответственности с рядовых граждан, а стандартизация в качестве людей позволяет повысить управляемость человеческими ресурсами, а, следовательно, и эффективность общественного производства.

Рассматривая культурные предпосылки манипуляции, Е.Л. Доценко отмечает очевидность того, что мифологический, сказочный фон, культурный фон приключенческой литературы, исторических романов, детективов не только характеризуется благосклонным отношением к уловкам и хитростям, но даже "возводит их в ранг поощряемых действий". Таким образом, "мы обнаруживаем два важных "культурных приобретения" - борьба как ценность и хитрость как образец одного из возможных средств ее ведения" [40].

Э. Шостром, рассматривая культурные предпосылки манипуляции, выделил такое понятие, как "Манипулятивная религия", определив ее как "вселяющую недоверие к собственной природе", "заставляющую человека поверить в собственное несовершенство", после чего он "начинает испытывать потребность во внешней религиозной системе" [68].

Корни деформации общения между людьми также растут из общества, так как человеческие потребности постоянно используются в интересах отдельных групп людей. манипуляция есть своего рода "игра" на потребностях человека в общении, эксплуатируемых обществом или группой в своих целях. Так, например, в общественных организациях является популярным использование людей в инструментальной функции и разъединение и одностороннее использование потребностей в объединении и индивидуализации [40]. В первом случае потребность человека "быть вместе" более узко опредмечивается, превращается в потребность "быть включенным в …", а отсюда "быть собственностью, подчиняться", а потребность в индивидуальности трансформируется в форму борьбы за лидерство [40]. Во втором случае происходит индивидуализация группы, а не человека, что приводит к чрезмерной межличностной идентификации членов группы между собой и ведет к искусственному противопоставлению членов различных групп, то есть подрывается чувство общечеловеческой общности.

Страницы: 1 2 3


Тифлопсихология
Тифлопсихология - (психология слепых) - раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушенным зрением: 1) развитие психическое слепых и слабовидящих людей; 2) пути и способы его коррекции при обучении и воспитании; 3) возможности компенсации нарушений во ...

Развитие метода тестов
Гальтон называл испытания, проводившиеся в его антропометрической лаборатории, умственными тестами. Термин «тест» приобрел вскоре такую популярность, как никакое другое психологическое понятие. Он вошел в широкий оборот после статьи Кеттелла "Умственные тесты и измерения", опубликованной в 1890 году в журнале "Mind" ...

Проблематика имиджа семьи
У каждой семьи существует свой определенный имидж, стиль поведения друг с другом, стиль воспитания детей. Можно выделить некоторые составляющие семейного имиджа: - характер межличностных отношений; - эстетика убранства и уют дома; - личный имидж-пример родителей. Нередко родители недооценивают эффект своего внешнего вида в домашней ...