Материалы » Сознание и функциональная ассиметрия головного мозга » Психофизиологические основы управления движениями

Психофизиологические основы управления движениями
Страница 1

Двигательная функция как интегральная характеристика двигательных качеств. Комплексный характер проявления физических качеств. Характеристика физического развития человека по состоянию двигательных качеств и компонентам физического развития (рост, вес, жизненный объем легких, простая двигательная реакция, сила кисти, выносливость, проба Летунова и т. д.). Возрастные особенности проявления двигательных качеств (проявление силы, выносливости, гибкости).

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА. На разных этапах физического развития человека двигательные качества проявляются в различной степени, одни превалируют, другие находятся в угнетенном или недоразвитом состоянии (в зависимости от возраста). На всех этапах физического развития человека необходимо поддерживать оптимальное соотношение уровня развития всех двигательных качеств (для этого следует акцентировать физическое воспитание на стимулирование развития отстающих от возрастных стандартов двигательных качеств).

Выносливостью называется способность человека выполнять двигательную деятельность в течении длительного времени без снижения заданной интенсивности под влиянием утомления.

Виды утомления: общее, локальное

Утомление может быть: физическим, эмоциональным, умственным, сенсорным.

Фазы утомления:

1. Отсутствие утомления на начальных этапах двигательной (мышечной) деятельности.

2. Компенсированное утомление или устойчивое состояние работоспособности (за счет двигательных переключений, изменения техники движений, включения мышц-синергистов, включение в деятельность других поставщиков энергии, мобилизации волевых усилий и пр.).

3. Декомпенсированное утомление и снижение заданной интенсивности двигательной деятельности.

Виды выносливости:

1. Аэробная выносливость (проявляется до ЧСС 25-26 за 10с).

2. Анаэробная выносливость (при ЧСС свыше 28-30 за 10с). Смешанные виды выносливости:

3. Аэробно-анаэробная выносливость.

4. Анаэробно-аэробная выносливость.

Понятие о пороге анаэробного обмена (ПАНО), т.е. моменте включения при мышечной деятельности анаэробных поставщиков ресинтеза АТФ. ; При 60-70-80% энергообеспечения за счет аэробного ресинтеза АТФ мы говорим о проявлении аэробно-анаэробной выносливости. Затем % анаэробного ресинтеза АТФ может превышать аэробный и в большей степени в этом случае проявляется анаэробно-аэробная выносливость.

Таким образом, следует отметить, что когда речь идет о выносливости, необходимо конкретизировать какой именно вид выносливости имеется в виду в каждом конкретном случае. Особо следует остановиться на т.н. общей выносливости, под этим термином понимают способность человека длительное время выполнять различные, даже значительно отличающиеся друг от друга виды двигательных действий, на уровне умеренной или малой интенсивности.

Эта выносливость имеет в своей основе общность вегетативных сдвигов, возникающих в организме при различных видах мышечной деятельности и способность организма приспосабливаться к длительному выполнению любого вида двигательной деятельности благодаря пластичности нервно-мышечных связей.

При любом характере работы ее наибольшая длительность будет зависеть от следующих факторов:

1. Координации протекания процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

2. Координации сокращающихся мышц с возможностью оптимальной степени расслабления.

3. Вовлечения в работу только необходимых для данного движения групп мышц при расслаблении мышц не участвующих в обеспечении движения.

4. Оптимального числа функциональных единиц, вовлекаемых в каждое сокращение мышцы.

Соответствующего темпа и динамики каждого мышечного сокращения при оптимальной интенсивности протекания при этом процессов обмена веществ в мышце.

6. Соответствия между интенсивностью, характером работы и деятельности систем кровообращения, дыхания, выделения, гормональной деятельности.

Ловкость - это способность в максимально короткий срок рационально справиться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей.

О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации. Качество ловкости очень тесно связано с полноценным восприятием, инициативностью, быстротой и точностью двигательных реакций. Ловкость не может быть абстрактной, она проявляется в конкретных, более или менее обширных формах двигательной функции. С физиологической точки зрения, ловкость обусловливается большим и разнообразным запасом условно-рефлекторных связей, характерных для данных родственных форм двигательной деятельности человека и охватывающих функцию первой и второй сигнальных систем. Развивать ловкость - это значит всячески увеличивать число разнообразных двигательных условных рефлексов, развивать и углублять обобщающие свойства второй сигнальной системы с помощью решения неожиданных задач в новых ситуациях. Таким образом, следует добиваться улучшения способности ЦНС к образованию и синтезированию временных связей. Тренировать ловкость - это повышать тренируемость ЦНС.

Страницы: 1 2


Мотивация (определение, связь с потребностями)
Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация имеет под собой ин ...

Речь у детей
Обычно к концу первого – началу второго года жизни у детей появляются звукокомплексы, которые квалифицируются окружающими как первые детские слова. Их звучание оказывается сходным у детей всего мира. Эти слова отличаются от лепета «осмысленностью». Факты, характеризующие раннюю детскую речь, открывают многие стороны скрытых причин и ме ...

Забывание и борьба с ним
Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.Забывание мо ...