Кризис трех лет

К трем годам, а иногда и раньше, у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности. «Я сам»,-требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей. Он хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом, а сейчас, немедленно. Он начинает противопоставлять свои желания желаниям взрослых, поскольку уже перерос те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Вследствие этого возникает кризис раннего возраста, или кризис трех лет. Его основные характерные признаки:

• Возникновение негативизма, т.е. поведения, идущего вразрез с тем, что предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действие, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизм вынуждает ребенка отказываться от предложения даже вопреки своему желанию. Часто можно наблюдать сцену, когда голодный ребенок не хочет есть то, что ему предлагают. Однако стоит только сказать: «ну и не надо, я и не хотел тебе этого давать», как он немедленно начинает требовать, чтобы ему дали эту еду.

• Появление упрямства, т.е. настаивание на своем не потому, что этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Причина настаивания в том, что ребенок хочет, чтобы с ним тоже считались.

• Строптивость, т.е. поведение, направленное против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося ранее.

• Своеволие как отражение стремления к самостоятельности.

• Деспотизм по отношению к окружающим. Мама не должна уходить из дома. Она должна постоянно быть с ним такого требования ребенка. Или кормить его должна только бабушка.

• Своеволие как отражение стремления к самостоятельности.

• Проявление протеста - бунта: поведение приобретает протестующий характер, словно он воюет с окружающими, находится с ними в постоянном конфликте.

• Обесценивание всех и вся: от матери до игрушек. Так, ребенок из хорошей семьи начинает вдруг ругаться, называть мать «дурой», плюет на отца и т.д.

Естественно, в этот период взрослые испытывают значительные трудности в управлении поведением ребенка. При этом негативные формы его поведения направлены главным образом только на те взрослых, которые постоянно ухаживают за ним, и не касаются сверстников, братьев и сестер.

Однако и сам ребенок может испытывать при этом сильные и глубокие переживания. У него возникают не только внешние, но и внутренние конфликты. Нередко наблюдаются и невротические реакции, например энурез (ночное недержание мочи). Ночные страхи, беспокойный сон, иногда временное заикание, гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами) - все это проявление заостренных черт негативизма, упрямства и протеста.


Психологические и нейропсихологические причины неуспеваемости школьников.
В норме психическое развитие имеет сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в процессе изменений не только количественных, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и замедления, а в случае затруднений - возвращение к прежним формам активности. В норме межфункциональные связи склад ...

Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта
Оценка психофизиологического потенциала личности имеет не только научное, но и важнейшее практическое значение. При этом особое значение в такого рода исследованиях приобретают интеллектуальные аспекты, уровень развития таких качеств как внимание, память, логическое мышление. С точки зрения практического психолога очень важно, что сущес ...

Обучение и воспитание
В различных жизненных ситуациях мы можем сталкиваться с проблемами педагогического содержания. В предлагаемом задании вам необходимо разработать педагогически грамотную программу действий. При выполнении задания вам необходимо разработать педагогически грамотную программу действий. При выполнении задания опишите в свободной форме, что ...