Введение

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации [11].

Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации.

Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют себя вести определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций.

Проблема готовности детей к школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.

Мотивационная готовность – это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т.е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата [14].

Целью

нашего исследования является изучение особенностей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Объект

исследования

– развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Предметом

исследования

является мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

В основу нашего исследования была положена гипотеза

о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием внешней мотивации и недостаточной сформированностью внутренней позиции школьника.

Основными задачами исследования

выступили следующие:

1. Теоретически обосновать проблему исследования в психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивационной готовности к обучению в школе

детей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки полученных результатов.

3. Экспериментально изучить особенности мотивационной готовности к обучению в школе

детей старшего дошкольного возраста.

4. Интерпретировать полученные результаты экспериментального изучения мотивационной готовности.

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования:

теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); экспериментальный метод (констатирующий эксперимент), количественный и качественный анализ полученных результатов.

Организационная база исследования.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №73» г. Череповца Вологодской области.

В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста.


Понятие эмоций и их роли в жизни человека в интерпретации различных теорий
Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин дал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в как ...

Объекты и субъекты веры
Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально. В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъ ...

Структура личности. Ид
Ид (Оно). «Содержит все унаследованное, все что есть при рождении, что заложено в конституции – кроме всего прочего, следовательно те инстинкты, которые возникают в соматической организации, и которое в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной». В психоанализе З. Фрейда бессознательное является одной из 3 психич ...