В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.
Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации [11].
Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации.
Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют себя вести определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций.
Проблема готовности детей к школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.
Мотивационная готовность – это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т.е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата [14].
Целью
нашего исследования является изучение особенностей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект
исследования
– развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования
является мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
В основу нашего исследования была положена гипотеза
о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием внешней мотивации и недостаточной сформированностью внутренней позиции школьника.
Основными задачами исследования
выступили следующие:
1. Теоретически обосновать проблему исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивационной готовности к обучению в школе
детей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки полученных результатов.
3. Экспериментально изучить особенности мотивационной готовности к обучению в школе
детей старшего дошкольного возраста.
4. Интерпретировать полученные результаты экспериментального изучения мотивационной готовности.
В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования:
теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); экспериментальный метод (констатирующий эксперимент), количественный и качественный анализ полученных результатов.
Организационная база исследования.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №73» г. Череповца Вологодской области.
В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная часть
Диагностические исследования причин супружеских конфликтов.
Выявление причин, провоцирующих возникновение и развитие супружеских конфликтов, позволяет психологу наиболее эффективно построить свою дальнейшую работу с семьей. Однако, подбор психологических методик, необходимых для проведения диагностики, является процессом сложным и отве ...
Структурный анализ
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других-людей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Она представляет собой совокупность Я-состояний.
На языке психологии состояние Я мо ...
Теоретические основы развития памяти у детей дошкольного
возраста. Концепция развития памяти у детей
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько ...
Разделы