Гнев - одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Гневные слова или другие проявления гнева могут стать причиной временного разлада отношений между людьми. Как уже говорилось, гнев может быть связан с печалью, а гневные чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, в комбинации с печалью и другими эмоциями могут способствовать развитию депрессии.
Сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его стремлению к желанной цели.
Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. Эмоция гнева сыграла безусловно важную роль в преодолении некоторых из этих препятствий, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Подавление эмоции гнева является неоправданным и неразумным. Гнев - это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких ему людей.
Гнев, отвращение и презрение - самостоятельные дискретные эмоции, но они часто взаимодействуют друг с другом. Ситуации, активирующие гнев, часто в той или иной мере активируют эмоции отвращения и презрения. В любой комбинации эти три эмоции могут стать главным аффективным компонентом враждебности.
Мимическая реакция гнева предполагает нахмуривание бровей и оскаливание зубов либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции.
Адаптивные функции гнева более очевидны в эволюционной перспективе, нежели в повседневной жизни. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность, Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию и в жизни современного человека. Кроме того, умеренный, контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.
Эмоциональный профиль воображаемой ситуации гнева напоминает профиль эмоций для ситуации враждебности. Паттерн эмоций, наблюдаемый при переживании гнева, аналогичен паттерну эмоций в ситуациях враждебности, отвращения и презрения, хотя в двух последних эмоционально значимых ситуациях отмечаются потенциально важные различия в выраженности и в порядковых рангах показателей отдельных эмоций.
Гнев, отвращение и презрение взаимодействуют как с другими аффектами, так и с когнитивными структурами. Стабильные интеракции между любой из этих эмоций и когнитивными структурами можно рассматривать как личностный показатель враждебности. Управление эмоциями гнева, отвращения и презрения представляет определенную проблему для человека. Нерегулируемое влияние этих эмоций на мышление и поведение может приводить к серьезным нарушениям адаптации и развитию психосоматических симптомов.
Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что эмоциональная коммуникация играет важную роль в межличностной агрессии. В качестве других факторов агрессии исследователи называют степень физической близости и наличие визуального контакта между участниками общения, однако для полного понимания деструктивной агрессии и познания способов ее регуляции этих данных явно недостаточно.
Дезорганизующая функция
(способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность)
Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется.
Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, ...
Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению
в средней и старшей школе
Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Для того, чтобы адаптац ...
Управленческая решетка.
Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком
и Мутоном
, которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства.
Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от ...
Разделы