Материалы » Психологические факторы супружеских отношений » Психологические факторы супружеских отношений. Исследование психологических факторов благополучия и расстройства семейных супружеских отношений

Психологические факторы супружеских отношений. Исследование психологических факторов благополучия и расстройства семейных супружеских отношений
Страница 5

Большая часть разведенных мужей и женщин длительное время не имеют возможности или желания вступить в повторный брак (а значительная часть имеющих детей женщин вообще в него не вступает). Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, и это весьма негативно влияет на процессы воспроизводства населения. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей. Рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, влияет на их успеваемость. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызывать нервно-психические расстройства как у родителей, так и у детей. И наконец, одиночество становится сложнейшей социально-психологической проблемой для миллионов людей.

Прекращение брака есть не одномоментный акт, а длительная и мучительная процедура разрыва внутрисемейных связей. Развод обычно начинается задолго до непосредственной подачи заявления о нем: скорее всего с того момента, когда кто-то из супругов (или оба они) пришли к выводу о том, что прекращение брака является единственным выходом из создавшегося положения. Обычно ему предшествует достаточно долгий период, в ходе которого муж и жена по-своему пытаются безуспешно ликвидировать противоречия и восстановить отношения. Поэтому сам по себе развод состоит из нескольких этапов: возникновения мысли о разводе, принятия решения, подачи заявления и юридического оформления развода.

Юридическому прекращению брака предшествует эмоциональный развод, выражающийся в утрате любви и доверия супругов друг к другу и возникновении чувства отчужденности. После него иногда следует "физический" развод – временный разъезд супругов, когда они уже думают о разводе, но не считают его единственным выходом из ситуации. Затем возможен "пробный" развод, когда супруги живут порознь, чтобы убедиться, есть ли у них желание восстановить отношения. Правда, пробный развод крайне редко способствует восстановлению супружества, обычно он выступает формой смягчения перехода к разведенному состоянию. Именно на стадии пробного развода супруги подают на алименты и начинают решать вопросы раздела имущества. Затем наступает собственно юридический процесс.

Проблема нестабильности семьи является столь сложной и противоречивой, что ее "решение" в рамках обыденных представлений обычно мало что дает для поиска действительных причин. Для примера можно использовать результаты осуществленных в нашей стране социологических исследований, посвященных причинам разводов.

Естественно, что на первый взгляд найти ответ на вопрос "Отчего распадаются семьи?" достаточно просто: нужно всего-навсего спросить об этом самих разведенных. Именно это делалось, делается и будет делаться социологами. Однако результаты подобных опросов оказываются неоднозначными. Не ссылаясь на конкретных авторов, познакомимся с главными причинами разводов по данным нескольких независимых друг от друга социологических исследований. По результатам одного исследования, первое место среди причин развода занимает нарушение супружеской верности, далее по значимости располагаются утрата чувств, несоответствие характеров, неспособность одного из супругов иметь детей или половая неудовлетворенность в браке. Согласно второму исследованию, среди причин разводов лидирует загруженность женщины домашними делами, после чего следует отсутствие взаимопомощи, низкий уровень сотрудничества и измена. Сопоставимы ли эти исследования? В том-то и дело, что не слишком, ибо единственным совпадающим моментом в списках "главных причин" оказалась супружеская измена (да и то с различным рангом).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологические особенности леворуких детей
Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой, необходимо переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получилось: у детей часто развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это можно понять: ведь леворукость — это не просто предпочтени ...

Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста
Основные моменты развития чувств в школьном возрасте за­ключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловлен­ная, как изменением образа жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во вн ...

Экспериментальная проверка влияния уровня сформированности эстетических норм поведения на межличностные отношения подростков старшего школьного возраста. Диагностика уровня развития эстетических нор
Цель эмпирического исследования – выявить уровень нравственно–эстетического развития подростков. Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 133 г. Харьков средней школы в двух 11 классах данной школы, один из которых был избран в качестве контрольного, второй в качестве экспериментального. На наш взгляд, наиболее мет ...