Материалы » Психологические факторы социальной желательности » Социальная желательность как фактор поведения. Понятие социальной желательности

Социальная желательность как фактор поведения. Понятие социальной желательности
Страница 1

Для объяснения понятия социальной желательности, мы столкнулись с некоторыми трудностями, так как оно имеет двоякое определение. Первое определение связано с валидностью личностных методик, а второе – с тем, что социальная желательность является неким личностным качеством.

I. Широко используемым личностным опросникам измерения личностных качеств присущи многие атрибуты эффективных тестов: надежность, дискриминативность и стандартизованность. Однако, в силу природы личностных переменных, труднее всего бывает установить валидность именно этих методик. При разработке заданий для личностных опросников необходимо учитывать следующие проблемы, которые, если их не обойти, неизбежно приведут к низкой валидности тестов.

1. Установка на согласие (response set of acquiescence).

2. Установка на социально одобряемые ответы

(response set of social desirability).

3. Установка на неопределенные или средние ответы (response set of using the uncertain or middle category)

4. Установка на "крайние" (расположенные по краям шкалы) ответы (response set of using the extreme response).

5. Очевидная валидность (face validity) вопросов (утверждений).

6. Выборка из генеральной совокупности вопросов.

7. Выборка из генеральной совокупности испытуемых.

8. Проблемы в установлении адекватного критерия валидности. (Клайн П.)

Таким образом, мы видим, что установка на социально одобряемые ответы или социальная желательность – является одним из основных источников снижения достоверности психодиагностических методик.

В настоящее время в литературе дается следующее определение социальной желательности: социальная желательность - это тенденция испытуемых отвечать на вопросы теста так, чтобы выглядеть "социально положительным": если возможен "социально желательный" ответ. (Клайн П.)

В 60-е годы значительное место в критике тест-опросников заняли исследования социальной желательности, как фактора искажения (Edvards, 1970). Например, А. Эдвардс, Д. Джексон и другие исследователи показали, что при факторизации ответов на каждый вопрос (тест MMPI) в качестве первого и самого главного выявляется фактор социальной желательности, на одном полюсе которого группируются вопросы суждения, несущие одобряемую информацию (социально – одобряемая альтернатива – ответ “верно”), а на другом полюсе – вопросы суждения, несущие неодобряемую информацию, что, конечно, резко снижает достоверность полученного профиля.

В последующих зарубежных работах, а также в исследованиях А. Г. Шмелева и В.И. Похилько факторной структуры пунктов тест-опросников было выявлено, что фактор социальной желательности имеет особую силу в ситуациях «экспертизы», то есть принудительного обследования, когда испытуемые имеют основания маскировать свои психологические особенности (Забродин и др., 1987).

Для того, чтобы избежать социальной желательности некоторые авторы создают шкалу лжи (например, Айзенк в тестах ЕРI и EPQ), в которую вводят особую группу заданий для выявления тех лиц, которые склонны давать социально одобряемые ответы. Они состоят из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые, увы, иногда совершаются большинством людей. Набравший наибольшее количество баллов по такой шкале рассматривается как дающий социально одобряемые ответы, а поэтому его показатели по тесту могут быть проигнорированы.

II. Второе определение связано с созданием шкалы мотивации одобрения окружающими, которая разработана в 1960 году Д. Кроуном

и Д.

Марлоу. Авторы понимали социальную желательность ни как просто тенденцию отвечать на вопросы социально положительно, а как личностную характеристику, которая определяет поведение человека в социуме. Это объясняется тем, что оценка других людей подвержена большему влиянию пристрастий, стереотипов, отношений. Люди не являются пассивными объектами восприятия других людей, а стараются «подать себя» в наиболее привлекательном виде, т. е. скрыть одни черты и, наоборот, обратить внимание на другие свои особенности.

Можно обратить внимание на схему Э. Джонс и К. Девис, которая популярна в зарубежной психологии в теории атрибуции. Одним из компонентов этой схемы является социальная желательность: схема позволяет воспроизвести процесс рассуждений людей, которые, зная результат поведения, пытаются найти диспозицию личности, ответственную за поступок. Авторы считают, что степень уверенности в наличии связи между диспозицией и поступком зависит от двух факторов (при наличии нескольких альтернатив при выборе поступка):

Страницы: 1 2


Структура конфликта
Чем, прежде всего, характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, являются индивиды, группы, классы, организации и социальные институты. Для анализа конфликта важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и домини ...

Теоретические основы изучения эмпатии. Определение и содержание эмпатии
Теоретический анализ о наличии у человека эмпатических способностей проводили в своих исследованиях отечественные и зарубежные авторы: Выявление особенностей проявления эмпатии в интерперсональных отношениях (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов), феноменологический анализ (Н.И.Сарджевеладзе), функциональные механизмы (В.Н. Вимонас, П. Фресс, Ж. ...

Стыд
Эмоция стыда занимает существенное место в человеческих отношениях. Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем. Стыдливый румянец зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание, как самого человека, так и окружающих его людей. Отче ...