Иллюзии восприятия (от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.[1] Иногда термином иллюзии восприятия называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений.
Эти так называемые “оптико-геометрические иллюзии” заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий восприятий. относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном.
Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).
По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий, субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека[2].
Цель данного исследования – проанализировать психологический феномен – иллюзии человеческого восприятия.
Задачи:
· Осветить природу человеческих иллюзий;
· Рассмотреть понятие иллюзорности;
· Исследовать восприятие иллюзий;
· Рассмотреть способы применение иллюзий в реальности;
· Выявить разновидности иллюзий;
· Проанализировать иллюзии зрения;
· Рассмотреть иллюзии, связанные с особенностями строения глаза;
· Охарактеризовать тип иллюзий ”Целое” и “часть”
· Дать определение феномену переоценки вертикальных линий;
· Рассмотреть особенности «преувеличения острых углов»;
· Дать объяснение меняющемуся рельефу и перспективе;
· Охарактеризовать тип иллюзий “Фигура” и “фон”
· Дать определение понятию портретных иллюзий.
· Охарактеризовать иллюзии при движении объекта.
· Проанализировать иллюзии цветового зрения.
· Охарактеризовать иллюзии восприятия размера
Предметом данного исследования является изучение человеческих иллюзий.
Объект исследования – разновидность человеческих иллюзий.
К иллюзиям восприятия незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д.Н.Узнадзе и его учеников. Некоторые иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет.
Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г.Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность.
Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы И. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т. д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов — особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития.
Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, “картины мира”.
Эмпирическое исследование. Описание методик и
процедура исследования. Шкала социальной желательности
Кроуна–Марлоу
Уровень социальной желательности определялся с помощью личностного опросника, разработанный Д. Кроуном
и Д.
Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения.
Тест состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несоглас ...
Выводы и рекомендации по результатам исследования
Выводы.
Обобщая проведенную интерпретацию результатов, можем сделать окончательные выводы:
1. В результате обследования было установлено, что у студентов-психологов заниженный уровень эмпатии (15-21 баллов из 36) и выявлено преобладание практической направленности личности (27,8%). Для сравнения: практическая направленность – 27,8%; э ...
Основные составляющие имиджа семьи
Имидж семьи можно классифицировать по следующим параметрам:
- знаку (очевидно, что имидж семьи может быть положительным и отрицательным);
- соотношению личностной и профессиональной составляющих семьи;
- по фактору, образующему имидж семьи (имеется в виду, что факторы, влияющие на имидж семьи, могут быть различными: к ним относятся т ...



Разделы