Введение

Иллюзии восприятия (от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.[1] Иногда термином иллюзии восприятия называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений.

Эти так называемые “оптико-геометрические иллюзии” заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий восприятий. относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном.

Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).

По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий, субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека[2].

Цель данного исследования – проанализировать психологический феномен – иллюзии человеческого восприятия.

Задачи:

· Осветить природу человеческих иллюзий;

· Рассмотреть понятие иллюзорности;

· Исследовать восприятие иллюзий;

· Рассмотреть способы применение иллюзий в реальности;

· Выявить разновидности иллюзий;

· Проанализировать иллюзии зрения;

· Рассмотреть иллюзии, связанные с особенностями строения глаза;

· Охарактеризовать тип иллюзий ”Целое” и “часть”

· Дать определение феномену переоценки вертикальных линий;

· Рассмотреть особенности «преувеличения острых углов»;

· Дать объяснение меняющемуся рельефу и перспективе;

· Охарактеризовать тип иллюзий “Фигура” и “фон”

· Дать определение понятию портретных иллюзий.

· Охарактеризовать иллюзии при движении объекта.

· Проанализировать иллюзии цветового зрения.

· Охарактеризовать иллюзии восприятия размера

Предметом данного исследования является изучение человеческих иллюзий.

Объект исследования – разновидность человеческих иллюзий.

К иллюзиям восприятия незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д.Н.Узнадзе и его учеников. Некоторые иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет.

Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г.Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность.

Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы И. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т. д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов — особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития.

Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, “картины мира”.


Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе. Современное состояние проблемы.
Известно, что дети с различной наследственностью, с самого раннего возраста развивавшиеся вне общества людей и культуры, остаются на уровне развития животных. Это говорит о значимой роли социального в формировании ВПФ. «Мозг человека, его морфогенез, функциональные системы как единицы интегративной деятельности мозга и как психофизиолог ...

Типология характера
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шел ...

Работа социального педагога с гиперактивными детьми
Гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, где основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Так в последнее время гиперподвижные дети стали актуальной проблемой для родителей и ...