Материалы » Природа человеческих иллюзий » Природа человеческих иллюзий. Понятие иллюзорности

Природа человеческих иллюзий. Понятие иллюзорности
Страница 1

Что можно сказать про иллюзии, кроме того, что они есть. Распространенные мнения - очень разны, начиная с того, что вообще нет иллюзий до того, что весь мир - сплошная иллюзия. Есть ли шанс понять, как с этим обстоит дело на самом деле, и как это можно практически учитывать?

Для этого, всего лишь нужно понимать механизмы восприятия и то, как осознается воспринимаемое.

В мире нет иллюзий, они есть в нашем восприятии мира. Если называть иллюзией то, в восприятии, что не соответствует воспринимаемому в некоторой его части или полностью, что делает ожидания в этой части неоправданными, а реакции неадекватными, то можно сказать, что иллюзии сопутствуют любому восприятию без исключения. Просто потому, что наши органы чувств не приспособлены для отклика на все существующие проявления реальности, а ограничены только тем, что эволюция этих механизмов оптимизировала для целей выживания вида.

Так, зрительные рецепторы максимально чувствительны только к трем цветам, а промежуточные воспринимаются сразу двумя соседними по цветовому восприятию рецепторами, т.е. все они – иллюзия, по которой невозможно судить о длине волны видимого цвета, - их восприятие неадекватно.

Мало того, только ничтожно малая часть нашей зрительной сетчатки способна воспринимать резко сфокусированную картинку. Наш глаз совершает разнообразные сканирующие движения, чтобы последовательно считать важные элементы изображения резко (это - кроме постоянного быстрого дрожания поля зрения).

Но в голове стоит целостная картинка (она в самом деле "стоит", представленная самоподдерживающейся активностью участков нервной сети, отвечающей за все наблюдаемые элементы изображения), нам она кажется вся резкой (стоит только вниманию захотеть увидеть в ней дополнительную деталь, глаз тут же дополнит упущенное новыми подробностями). Эта картинка - иллюзия: чисто субъективное представление объективно наблюдаемого и эта картинка у каждого очень индивидуальна.

Но мозг, постоянно сталкиваясь с задачей как можно точнее передать свойства внешнего, компенсирует все то, что мешает точной передаче этих свойств после каждого столкновения с несоответствием: компенсируется переворот изображения линзой хрусталика, искажение геометрических пропорций из-за не идеальности линзы, компенсируется цветопередача, возрастное помутнение хрусталики, любые дефекты сетчатки. Так возникает все более достоверное отображение свойств реальности.

Но многие из искажений так и не встречают противоречия при столкновении с реальностью и остаются не скомпенсированными.[3]

Адекватность восприятия (лат. adaequatus - приравненный, равный) - характеристика процесса восприятия, которая основана на инвариантности основных свойств субъективного образа. Воспринимаемые признаки какого-либо объекта или процесса в целом соответствуют описанию данного объекта или процесса, которое дается другими людьми, и не противоречит данным, полученным по другим сенсорным каналам.[4]

Напротив, неадекватный образа отражения, как бывает, например, в иллюзиях восприятия, рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта индивида, с одной стороны, и не соответствует тем субъективным образам, которые порождаются в данной ситуации у других людей, с другой.

Зрительные иллюзии обусловлены прежде всего действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство зрительных иллюзий имеет параллели в осязании.

Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий: - иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;

Страницы: 1 2


Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории.
К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала[6]. Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их ...

Заключение.
В работе были исследованы стили управления и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стиль управления – устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Различают 3 стиля управления: авторитарный, демократический и пассивный. Авторитарный стиль – решение ...

Виды ощущения
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма). Зрительные ощущения являются отражением как ахроматических (бел ...