Материалы » Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности » Формирование общественной направленности личности

Формирование общественной направленности личности

Известно, что потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он прежде всего стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны со взрослым поведением. Причем в большей степени он будет «считывать» реально действующие нормы, чем пропагандируемые или институциональные. www.briefeducation.ru

Стремление к независимости у подростка внутренне связано с его большой зависимостью от личностных влияний окружающих. Последнее объясняется тем, что чувство взрослости порождает определенное отношение к себе, а оно, как всякое внутреннее отношение, складывается под влиянием внешних отношений, отношения других людей к данной личности. Поэтому подросток озабочен тем, что о нем подумают окружающие его люди, и активно ищет такую среду, которая позволила бы ему почувствовать и продемонстрировать свою компетентность. Это во многом будет зависеть от варианта социальной ориентации подростка. Назовем некоторые из них[7]:

1) низкий уровень социальной зрелости, проявляющийся в ориентации подростков на взрослых людей, которые и задают для них нормы (как просоциальные, так антисоциальные);

2) достаточно высокий уровень социальной зрелости, выражающийся в ориентации подростков на общество и нахождении ими своего места в нем через принадлежность к определенной когорте. Следуя главным образом когортной норме, они ощущают связь с обществом. Однако подростки скованы возрастными рамками, что ограничивает диапазон их социальной ориентации;

3) выход за рамки когорты и осознание связи с определенной социальной группой. Внекогортная принадлежность позволяет таким подросткам проявлять высокую активность в социальной деятельности различного характера наравне со взрослыми.

Таким образом, социально ответственная деятельность подростков максимально отвечает их потребностям, способствуя социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей. Однако в современных условиях сфера социального функционирования подростков крайне сужена. Кроме того, препятствием на пути развития социальной взрослости подростков и формирования их социальной компетентности является долго сохраняющееся отношение взрослых к подростку как ребенку. Оно противоречит представлениям подростка о степени его собственной взрослости, его претензиям на новые, «взрослые» права и является дополнительным источником различных конфликтов и трудностей во взаимоотношениях со «взрослым» социумом. Необходимо расширить права подростка, сферу его социального функционирования и изменить тип отношения к нему в кругу контактирующих с ним взрослых с тем, чтобы создать условия для проявления его реальной общественной активности. Кроме того, общение взрослого с ребенком может быть перспективным в плане формирования социальной компетентности, если учитывать потребность подростка в анализе мотивов поведения человека, стремление выделить разные точки зрения при оценке тех или иных поступков, при соблюдении или нарушении определенных социальных норм. Поэтому в общении с подростками взрослым следует не столько декларировать нормативные требования, сколько помогать им анализировать возможные варианты поведения человека в ситуациях социального взаимодействия.

Такой подход отвечает потребностям данного возрастного периода и в определенной степени обеспечивает формирование социальной компетентности подростка, поскольку уровень и содержание социальной деятельности, широта и характер общественных отношений, в которые он включен, определяют принятие личностных норм и выбор того или иного варианта поведения в социуме. Расширение пространства социальных интересов подростка, формирование общественной направленности личности приводят его к осознанию возможности участия в жизни общества. Подросток реально вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, включается в новые формы взаимосвязей, общения, пытается понять их характер и самоопределиться. Усложняются и расширяются связи, складывающиеся у подростка с товарищами в классе, школе, детских объединениях, формируется критическое отношение к себе и другим. Стремление к более полному выявлению и развитию собственных личностных возможностей у подростка выражается в определенном отношении к различным областям самореализации, в попытке занять активную жизненную позицию и показать свое отношение к социуму.[8]


Виды памяти и их особенности
Макселон Юзеф, в учебнике по психологии, дает несколько классификаций памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохра­нения материала, другое – по преобладающему в процессах запо­минания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, опера­тивную, долговременную и генети ...

Механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте
Интерес к себе и другим людям возникает только в подростковом возрасте. Думая об окружающих людях, подросток сравнивает себя с ними. Установка на сравнение себя с другими людьми выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки – себя и других людей. Подросток оценивает собственные поступки, пытаясь понять, к чему они ...

История программы
Новый для российского зрителя проект не случайно получил название "Звезды на льду". В нем участвуют действительно знаменитости первой величины. Звезды театра, кино и эстрады выступят в новом для себя амплуа - в парах со звездами фигурного катания. Таким составом не может похвастаться ни один аналогичный проект в мире – триумф ...