2.1. Восприятие – это не пассивное отражения реальности, а активный творческий процесс. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Среди таких особенностей важно отметить значение жизненного опыта воспринимающего, его собственной теории личности, присущего ему способа понимания других людей и его самооценки. www.titaniumbank.ru
В ходе социализации, под руководством взрослых и в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает определенные эталоны. В то же время возрастают глубина и разносторонность восприятия. При описании другого человека все большее значение приобретают существенные внутренние качества. Так, пятиклассники в 14 раз чаще, чем школьники 1-го класса, обращают внимание на интересы и склонности сверстников, в 4 раза чаще отмечают поступки и действия, свидетельствующие об отношении к поручением коллектива.
В ряде экспериментов было обнаружено явление, получившие название акцентировки.
Оно заключается в том, что в зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значительными, чем другие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей представителями различных демографических, профессиональных и иных групп.
Жизненный опыт человека оказывает немаловажное влияние на точность восприятия и глубину понимания другого человека. Например, те, кто по роду работы часто вступают во взаимодействие с другими людьми, иногда интуитивно дают верные характеристики совершенно незнакомым людям. Эта закономерность хорошо прослеживается в практике следователей, педагогов, врачей.
Большую роль в организации впечатлений о другом человеке играет собственная « теория личности» воспринимающего – его осознанные или не вполне осознанные представления о людях « вообще», о том, насколько они добры, отзывчивы и т.п. Многие индивиды руководствуются в своем подходе к другим людям так называемыми «житейскими представлениями». Последние складываются на основе собственного жизненного опыта и несистематизированных, обрывочных сведений, почерпнутых из различных, часто устаревших психологических теорий. Вот, например, такие «житейские представления» были выявлены А.А. Бодалевым: «Из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 человек сказали, что люди с большим лбом – умные, 3 человека полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, 14 человек считали, что полные люди обладают добродушным характером, 2 человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности. 5 человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием всеми командовать. 1 человек написал, что люди с близко посаженными друг к другу глазами очень вспыльчивы. 5 человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы» [7].
Изучая процесс восприятия, социальные психологи отметили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке. «Эффект ореола» означает влияние общественного впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо стушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот: если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. Под влиянием « эффекта ореола» воспитатель может проглядеть первые шаги « вечного нарушителя» к исправлению. Тогда, естественно, он его не поддержит, а тот в чем-то не устоит и, смотришь, снова подкрепит каким-то поступком негативное представление о себе.
Другая типичная ошибка – «эффект последовательности» - состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают ( при противоречии информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, - самые последние сведения о нем. Иногда соответственно выделяют « эффект упреждения» и «эффект новизны». Знание этих особенностей полезно учитывать, например, при введении руководителя в должность. Своевременное представление его коллективу с подчеркиванием определенных событий его биографии создает хорошую основу для формирования положительного впечатления о нем.
2.2. Значительное влияние на восприятие другого человека оказывает самооценка воспринимающего. Каждый человек соотносит информацию о другом человеке с представлением о самом себе, причем неосознанно стремится сохранить сложившиеся о себе мнение. Если же это мнение может быть поколеблено, то возникает тревожное состояние и восприятие изменяется так, чтобы предотвратить осознание угрожающих сигналов. Эти неосознаваемые процессы обозначаются как « перцептуальная защита». Если, например, отношение к человеку в коллективе не соответствует его завышенному представлению о себе, он может весьма неадекватно воспринимать деловую и принципиальную критику как «клевету злопыхателей».
Физиология речи
Одновременно речь может рассматриваться как явление физиологического порядка. Чтобы организовать нормальное речевое функционирование, требуется сложнейшая согласованная работа миллионов нейронных элементов мозга, включенных в разные его отделы. Мозговые механизмы «помнят» и «актуамуируют» слова и грамматические формы, «видят» за словами ...
Общая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получ ...
Уровни психологической поддержки субъекта труда
Вопрос уровней взаимодействия в системе "субъект-субъект" ("учитель-ученик", "тренер-спортсмен", "инструктор-курсант", "врач-пациент", "психолог-клиент") — один из сложнейших в современных гуманитарных науках. Он является одним из центральных для педагогической психологии, акме ...
Разделы