Материалы » Развитие эмпатии у студентов » Теоретические основы изучения эмпатии. Определение и содержание эмпатии

Теоретические основы изучения эмпатии. Определение и содержание эмпатии
Страница 1

Теоретический анализ о наличии у человека эмпатических способностей проводили в своих исследованиях отечественные и зарубежные авторы:

Выявление особенностей проявления эмпатии в интерперсональных отношениях (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов), феноменологический анализ (Н.И.Сарджевеладзе), функциональные механизмы (В.Н. Вимонас, П. Фресс, www.transportzones.ru

Ж. Пиаже), поиск коррелят эмпатии с разными психологическими особенностями личности (П. Эллиз, К. Изард).

На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию эмпатии: аффективный (Т.Н. Пашунова, Дж. Морено), аффективно-когнитивный (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, А.Г. Ковалев, В.П. Морозов, Т.Шибутани, О.В. Аллахвердова), когнитивный (В.А. Лабунисая, А.И. Макеева), интегративный (В.В. Бойко, Т.П. Гарилова, К. Роджерс и др.)

Для данной дипломной работы выделим интегративный подход понимания эмпатии и на этой точке зрения построим ту структуру эмпатии, которая позволить опираться в методическом плане во время проведения эксперимента.

В.В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения, которая является особенно утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека. «Это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений – свойств, состояний, реакций – в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение (с.117). он считает, что неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой. К ее субъективной реальности – основная предпосылка глубокой эмпатии.

У одних авторов эмпатия выступает как вид чувственного познания объекта через проекцию и идентификацию (Beres, Harlow, 1953), у других – как способность поставить себя на место другого, предвидеть его реакции (Mahoney,1960), у третьих – как способность понимания эмоционального состояния другого (Wilmer, 1968) или как способность проникать в психику другого, понимать его аффективные ориентации (Шибутани, 1969).

К.Роджерс: состояние эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто».

Понятие «эмпатия» впервые применил в психологии Э. Титченер (Titchener, 1909), опираясь на представление Липпса о вчуствовании как перцептивном акте. Но часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивный процесс, как восприятие и понимание внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведения искусства, природы (Соtrell, Dymond, 1949).

Одни считают, что эмпатия характеризуется сопереживанием, возникающим по механизму эмоционального заражения. Другие- что в эмпатии значительную роль играет разум, рациональное восприятие человека или животного. Третьи полагают, что сопереживание перерастает в сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи.

«Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена происходило постепенно от этического понятия «симпатия» (Смит, 1895; Спенсер, 1876; Шопенгауэр, 1896), либо эстетическим понятием «вчуствование» (Липпс, 1907).

З. Фрейд (1925) полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания.

М.Шелер (Sheler, 1923) рассматривал эмпатию как механизм познания, т.е. акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием и при сохранении независимости и при сохранении независимости собственных переживаний.

Т. Рибо (1897) – на низшем психофизиологическом уровне развития эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком – как синестезия, т.е. согласованность чувствовний, переживаний, вызывающих сходные поступки, хотя в ряде случаев люди стремятся избавить себя от сопереживания страданиям другого человека. Единство представлений и темпераментов с объектом симпатии способствуют появлению согласованных чувств и поступков.

В. Штерн (1922) – развитие социальных чувств к другим (нежность, любовь) и чувства с другими (сострадание, сорадость).

У. Мак-Дугал (1899): происхождение симпатии как стадного инстинкта эмоционального реагирования на эмоции других животных по типу заражения или индукции, важного для выживания стада, без сопереживания и сострадания.

С. Аш выделял два типа симпатии: сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание сходной эмоции с объектом. Оно направлено на себя и эгоистично по природе. За ним следует реакция избегания, так как переживание отрицательных эмоций тягостно для субъекта. При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны.

Строгое определение эмпатии дано в работах таких авторов как Дженклин, Райс и др. Точка зрения на эмпатию многократно изменялась. Поэтому целесообразно проводить дальнейшие разработки по данной теме. Цели и задачи практического рассмотрения понятия эмпатии состоит в том, чтобы при описании эмпатии как ПВК психолога, рассматривать процесс эмпатии как установку, эмоциональный отклик.

Страницы: 1 2 3


Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием речи. Цели, задачи и методы исследования
Анализ специальной литературы позволил обозначить цель проведения исследования: выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения. Были использованы представленные в специальной литературе методики исследования памяти (Ю.А. Афонькина, Р.Е. Лурия, А.А ...

Придожения
Приложение № 1 Манипулятивные технологии и механизмы воздействия. Виды манипуляций. Таблица 2. Основные виды манипуляций и обеспечивающие их механизмы. Виды манипуляций Основной действующий агент Способы побуждения Мишени Автоматизмы Образами Образ Прямая актуализация мотива Желания, интересы Межмодаль ...

Анализ экспериментальной работы
По результатам тестирования мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. К высокому уровню детско-родительских отношений относятся рисунки Курижевой Фатимы, Сиюховой Насти, Купиной Гали, Малявиной Яны, Рубанова Ивана, Аутлева Аскера, ...