Материалы » Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста » Психологическая природа памяти. Основные процессы и виды памяти

Психологическая природа памяти. Основные процессы и виды памяти
Страница 1

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности [6]. Определяя нашу индивидуальность, она заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. www.transfeature.ru

Из определения памяти ясны её основные процессы: запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Успешная деятельность человека во многом зависит от скорости данных процессов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

1. Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление новых образов и впечатлений, путём связывания их с приобретёнными ранее. С запоминания начинается деятельность памяти.

Выделяют несколько видов заучивания:

· Преднамеренное (с целью запомнить и приложением волевых усилий);

· Непроизвольное (без цели на запоминание и без волевых усилий);

· Механическое (при усвоении информации не выстраивается логическая связь);

· Осмысленное (при усвоении информации выстраивается логическая связь между частями);

· Заучивание (многократное повторение до полного и безошибочного запоминания, с применением определенных примеров);

2. .

Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, который ранее воспринимался. Может протекать преднамеренно и непреднамеренно.

Выделяют несколько форм воспроизведения:

· Узнавание (воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия);

· Припоминание (наиболее активная форма воспроизведения, зависит от ясности поставленной задачи);

· Воспоминание (воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве).

· Реминисценция (непроизвольное воспроизведение того, что казалось уже забытым).

3. Сохранение – это сохранение заученного в памяти.

4. Забывание – это процесс заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закреплённого в памяти образа.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

Существует ряд факторов, влияющих на скорость забывания:

· Возраст;

· Не понятный, не интересный, большой по объёму материал;

· Информация не связанная с потребностями человека;

· Учение материала без перерыва;

· Информация во многом сходна с предыдущей.

Виды памяти принято выделять по разным основаниям: по содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:

1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная;

2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;

3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

Таким образом, все виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и насколько долго помнится. Рассмотрим подробнее каждый вид.

Страницы: 1 2 3


Теоретические основы проблемы нравственного развития личности и понимание ситуации морального выбора в отечественной и зарубежной психологии. Проблема нравственного развития личности на современном э
Важнейшей сферой взаимоотношения человека и общества является мораль, нравственность как особый способ практически-духовного освоения человеком действительности. На протяжении всей истории люди мечтали о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и справедливости, честности и верности, человечности и товарищеской взаимопо ...

Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юристов.
Конфликты в служебной деятельности сотрудников ОВД могут происходить и между самими сотрудниками, что часто не способствует успешной работе. Эти конфликты могут развиваться как по “горизонтали”, так и по “вертикали”. Так, по данным исследователей 49,6% всех конфликтов между сотрудниками происходит между равными по должности, причем руко ...

Запрос.
Преобладающим поводом для обращения является эмоционально фрустрирующая ситуация. Наиболее распространенным сюжетом являются затруднения в межличностных отношениях. Проблемы одиночества и застенчивости, переживание неблагоприятных факторов окружения на работе и в семье – эти мотивы доминируют над запросами, относящимися к личностному ро ...