Воля и произвольность у дошкольников
Страница 1

Первые проявления волевых действий обнаруживаются вместе с появлением у ребёнка определённой направленности желаний. Давыдова отмечает волевые проявления у дошкольников уже на втором году жизни. Речь идёт о проявлении моторного волевого усилия. Целенаправленность действий дошкольников исследовалась В.К. Котырло (1971г.). Устойчивость цели рассматривалась ею, как основной критерий волевого поведения. Результаты исследований показали, что способность удерживать цель на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается. Так же имеет место и другой факт: возможность удерживать цель находится в прямой зависимости от трудности и длительности выполнения задания. www.combinefoods.ru

Но как отмечает Н,Н, Толстых: «Любая цель воспринимается ребёнком в контексте его деятельности, отношений со взрослым или со сверстниками. Поэтому, выдвигая перед ним конкретную цель, необходимо учитывать тот мотивационный контекст, в котором она будет воспринята». В связи с этим особый интерес представляет содержание мотивов, побуждающих дошкольников к волевым и произвольным действиям. Среди таких действующих мотивов Н.М. Матюшина, Н.И. Рейнальд, выделяют поощрение и признание взрослого, игровой мотив (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), соревновательный мотив (В.С. Мухина), мотивы самолюбия и признания сверстников.

В дошкольном детстве дети плохо принимают искусственно созданные ситуации и легче справляются с привычными, жизненными ситуациями. Важной для успешности выполнения задания является конкретность, определённость поставленной цели. А.Н. Леонтьев говорил о том, что цель одного и того же действия может по-разному осознаваться, в зависимости от того в связи с каким мотивом оно возникает. Тем самым меняется и смысл действия для субъекта.

Необходимым условием установления целе-мотивационных отношений в дошкольном возрасте является фиксация мотива в конкретной ситуации выполнения действия. Эту роль обычно выполняет присутствие взрослого или других детей. Мотив может также фиксироваться предметом, связанным с содержанием действия. Характерно, что речевая формулировка мотива не фиксирует его и не побуждает дошкольников к выполнению дальнейших действий.

Л.С. Выготский показал, что произвольность не только по-своему происхождению и содержанию, но и по своим механизмам является социальным образованием. Ребёнок не приспосабливается к противостоящим ему требованиям общества и не подчиняется им; он изначально находиться и развивается внутри этого общества, в практической связи с ним. Решающую роль в этом процессе играет речевое общение ребёнка с другими людьми. Слово, будучи прежде всего орудием общения между людьми, становится затем средством мышлении и средством овладения своим поведением. Так в общих чертах осуществляется переход от действий непосредственных к действиям опосредованным, или от непроизвольных к произвольным.

Обзор литературы позволяет обнаружить определённые общие тенденции в развитии волевого и произвольного поведения.

·Процесс развития и волевого и произвольного поведения имеет единую направленность, которая заключается в преодолении побудительной силы ситуативных воздействий и в становлении способности руководствоваться некоторыми внеситуативными регуляторами – речевая инструкция или моральный мотив.

·Изменение места регулятора поведения в структуре действия, а именно в его сдвиге с конца в начало действия.

Страницы: 1 2


Восприятие как психический познавательный процесс. Понятие о восприятии
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.[1.201].Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.[3.18]В ...

Высшая нервная деятельность человека
У человека в процессе его социального развития, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной организацией, с речью. Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменила высшую нервную деятельность человек ...

Изучение проблемы школьной неуспеваемости в отечественной психологии.
Работа отечественных психологов сделала неоценимый вклад в детскую нейропсихологию. Сама возможность выявления причин трудностей обучения, связанных с нарушениями функциональных систем появилась благодаря А.Р. Лурия и его методу «синдромного анализа», где каждое нарушение описывается в синдроме других нарушений. Основываясь на их с Л.С ...