Факторы, влияющие на формирование отношений в юношеском возрасте
Страница 1

Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений человека является воспитание. Воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений.(27,17) Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.(27,32) С формированием отношений человека также связаны педагогика и управление всей психодинамикой и взрослого, и подрастающего человека. www.psyidentity.ru

Изменения в положении подростка в юношеском возрасте влекут за собой, помимо функционального развития, обогащения опыта и многообразия отношений, новый момент — внесемейные обязанности и учебно-профессиональный труд. На новую ступень поднимается управление своими действиями и структура отношений, определяемая требованиями объективной необходимости. Формирование принципов, принципиальных отношений и поведения, убеждения и идеалов характеризует развитие отношений в юношеском возрасте. Высший уровень развития идейного и принципиального поведения является следствием не только функционального развития, но и общественной структуры, условий общения и общественного воспитания.(27,42)

В структуру отношений, по мнению Мясищева В.Н., входят познавательный, волевой и эмоциональный компоненты. Поэтому в качестве одного из факторов, влияющих на формирование отношений в юношеском возрасте можно выделить особенности аффективной сферы молодых людей.

Для периода юности характерна специфическая эмоциональная сенситивность – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. В данный период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. "Юношеская горячность", "юношеская пылкость" - не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей жизни молодых людей в эти годы. Эмоциональная восприимчивость молодых людей обусловливает их большой интерес к миру другого человека. В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. (40, 73)

Кроме того, период юности является периодом формирования основы эмоциональной культуры – уровня развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими. Согласно П.М. Якобсону , основными чертами эмоциональной культуры, которые формируются в юношеском возрасте, являются: способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять внимание к ним, способность сопереживать чувствам других людей, умение делить свои переживания с близкими, эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, на мир моральных ценностей, чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими.(40,81)

Выделяя основные черты эмоциональной культуры, формирующиеся в юношеском возрасте нельзя забывать о том, что развитие аффективной сферы личности, как и любой другой, идет строго индивидуально. Характерологические особенности личности, темперамент, направленность, особенности мотивационной сферы и т.д. во многом определяют формирование ее отношений с другими людьми. В частности, В.С.Мухина, говоря об особенностях отношений любви в юношеском возрасте, подчеркивает, что у каждого любовь индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в любовных отношениях, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. (15,18) Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Страницы: 1 2


Результаты экспериментального исследования. Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования
Результаты диагностической программы представлены в сводной таблице. Таблица 1 Сводная таблица результатов диагностического исследования № Имя Фамилия Методики 1 2 3 4 1 Алина М. высокий средний высокий высокий 2 Антон С.* низкий низкий средний низкий 3 Светлана М ...

Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе
Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Для того, чтобы адаптац ...

Практическая работа. Общие рекомендации по коррекции тревожности младшего школьного возраста
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация "боюсь воспитателя, учителя" даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация "боюсь войны" позволит де ...