Основы семейной педагогики
Страница 1

Структура взаимоотношений в современной семье.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» – эта фраза превратилась из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможность заключения о том, похожи или непохожи семьи друг на друга, счастливы или несчастливы члены семейства.

Сколько семей – столько и особенностей воспитания, неизбежно порождаемых специфической социально-психологической обстановкой и взаимоотношениями в них.

Исключительна по своей важности роль, которую играют мать и отец в системе семейных взаимоотношений и тем самым в воспитании ребенка. Именно они – центральные фигуры «родительской педагогики». Гораздо более скромная роль отводится бабушке…

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье появляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

«Невмешательство». При этом предполагается, что могут существовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом демаркационную линию.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в ситуации сотрудничества преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Сотрудничество как способ организации связей и взаимодействия старшего и младшего поколений в семье является оптимальным для осуществления целей нравственно оправданного воспитания в противоположность диктату, опеке «невмешательству».[2; 304]

Существует любовь родственная, общественная, к человеку, к животному и ко всему живому. Если в семье преобладает слепая и бездумная, бездуховная любовь, то на ее почве вырастает групповой эгоизм, пренебрежение к другим людям, жестокость по отношению к животным. Любовь перерождается в животное чувство самосохранения. Нормальная родственная любовь развивает в ребенке любовь к людям. Родственная любовь и гуманизм, как сообщающиеся сосуды, неразрывно связаны между собой, взаимно очищают, облагораживают и обогащают друг друга. Родственная любовь проявляется как обостренное, эмоционально окрашенное, уважительное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Она активно стимулирует внутрисемейное общение и деятельность, направленную на облегчение и улучшение жизни близких, приносит глубокое удовлетворение и обеспечивает семейное счастье. Родители и дети стремятся не к личному удовольствию, а к доставлению блага любимому, если нужно – ценой самопожертвования. Это рождает и укрепляет подлинную, высшую человеческую любовь в душе ребенка. [3; 241]

Одной из проблем семейного воспитания является проблема уважения детьми взрослых (родителей). Если вы хотите, чтобы ребенок уважал вас, воспитывайте в нем с самого раннего детства уважение и любовь к людям и сами показывайте пример в этом.

Следующей проблемой является: как воспитать ребенка не скрягой, как приучить ценить и любить вещи и не воспитывать стяжателя.

Другая проблема семейного воспитания: алкоголизм в семье. Алкоголизм угрожает молодежи, наносит громадный вред потомству и воспитанию молодежи. Где выпивка, там и преступление.

Еще одна проблема – воспитание гражданина. Чтобы у ребенка выработались высокие нравственные принципы, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. Нравственное воспитание, тогда эффективно, когда за высокими моральными принципами стоит адекватное и реальное поведение. Жизнь ребенка должна строиться по принципу самостоятельного преодоления трудностей, поисков своего пути, самостоятельного мышления. Чем раньше ребенок станет самостоятельным, тем больше трудностей он сам, без помощи взрослых преодолеет, тем крепче будет его характер, воля и целеустремленность. Но найти цель в жизни – это делать так, чтобы личные цели совпадали с целью коллектива, чтобы интересы каждого не противоречили интересам общественным.

Страницы: 1 2


Запоминание
Запоминание — это процесс запечатление и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без исп ...

Заключение.
В работе были исследованы стили управления и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стиль управления – устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Различают 3 стиля управления: авторитарный, демократический и пассивный. Авторитарный стиль – решение ...

Нормативные шкалы развития грудного ребенка: Шкала оценки психического развития ребенка А. Гезелла; Шкала оценки языкового развития ребенка (Института педиатрии АМН Украины)
Одними из наиболее известных в истории психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились "Таблицы развития" А. Гезелла (1925), включающие показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: "моторика", "язык", "адаптивное поведение", "личностно-социальн ...