Супружеские конфликты » Внутрисемейная ролевая структура

Внутрисемейная ролевая структура
Страница 1

Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, а женщина – женой, матерью.

В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую особенность, патриархат – свою, но и в том, и в другом случае превосходство одного пола над другим четко прослеживалось на протяжении всей семейной жизни. Вместе с тем существуют семьи, где осуществляются два уровня руководства – материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль – это «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».

Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».

Трансформация ролевых отношений в семье является важной стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе и ролевые, отношения, ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем.

Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения процесс возникновения структуры семьи тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.

Б. Мурстейн в теории «стимул-ценность-роль», представил ролевым соответствием соответствие друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличие базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.

В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями понимается система культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности.

Полоролевые системы – это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин является линия «дом-работа». От мужчины требуется, чтобы он был профессионалом, занимался хорошо оплачиваемой работой, обеспечивая семью, а женщина была ответственна за воспитание детей и ведение хозяйства.

В последние годы полоролевые системы приобрели изменения, так женщина все чаще принимает на себя роль кормильца, а мужчина все больше уделяет внимание воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Данное распределение ролей в семьях связано напрямую с удовлетворенностью супругов своим браком. В исследованиях Г.Л.Боуэна, Д.К. Отнера обнаружено, что значение той или иной ролевой модели для супругов во многом связано с согласованностью их ролевого взаимодействия, идеалов и ожиданий от брака.

Проблема выбора семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.

Так отечественные и зарубежные исследователи выяснили, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Классификация основных ролей в семье, выделенных Ю.Е. Алешиной:

Страницы: 1 2


Методики психологической диагностики развития грудного ребенка
Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе шести лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий ...

Изучение речи
На речь моего испытуемого я обратила внимание еще при первом знакомстве. Он говорил свободно, четко и внятно (этим производил яркое впечатление уверенного в себе человека), кроме того, речь его отличалась наличием "непростых" слов, т.е. он заменял простые слова на более сложные, но с аналогичным или подобным значением. На перв ...

Опросники как методики исследования личности и их специфика
Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. – М.: Прометей, 1992, 198 с. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В. ...