Введение
Страница 1

Проблемы смысла жизни традиционно считаются предметом философии. Философы решают вопросы о том, что есть смысл человеческой жизни, каким он должен быть и т.п. Философия обращает свое внимание на содержание смысла. Однако вне ее внимания остаются иные аспекты: как и при каких условиях, происходит обретение, изменение и утрата смысла жизни, какие функции он выполняет, и какое место он занимает в структуре личности. Иными словами, философия не занимается рассмотрением смысла в отрыве от его содержания. Эта часть является предметом психологии.

В рамках наличной системы психологических наук пока нет четко очерченной специальной дисциплины, которая ориентировалась бы на строго жизненно-смысловые проблемы (часть таковых берет на себя теория мотивации, которая рассматривает всю иерархию мотивов - от биологических до идеологических). Поэтому проблемой смысла жизни занимается отдельная школа - экзистенциальная психология.[8]

Само понятие "экзистенция" в дословном переводе означает "возникновение", "появление", "становление". Это точно отражает суть всего экзистенциализма - не только в психологии и психотерапии, но и в философии, искусстве, литературе и т.д. В нём главным является не человек как статический набор характерологических и личностных качеств, форм поведения, психодинамических механизмов, а как существо, постоянно возникающее, становящееся, т.е. существующее.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение - экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др. Влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. [4]. Такие понятия как «Я», жизненный путь, судьба, ценности, смысл (в том числе смысл жизни), мировоззрение не монополизированы экзистенциальным направлением, а получают достаточно развернутую трактовку и концептуальное наполнение в других подходах, с иных теоретических позиций.

Итак, экзистенциальная психология изучает:

1) проблемы времени, жизни и смерти;

2) проблемы свободы ответственности и выбора;

3) проблемы общения, любви и одиночества;

4) проблемы поиска смысла существования.

Главный предмет экзистенциальной психологии - смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты. [8].

Вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как Виктор Франкл, Ролло Мэй, Джеймс Бьюджентал (James Bugental) [5].

Рассмотрим основные положения и подходы экзистенциального направления в работах В.Франкла и Джеймса Бьюджентала.

В.Франкл. Теория логотерапии и экзистенциального анализа

Созданная В.Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Теория Франкла включает три основные части: УЧЕНИЕ О СТРЕМЛЕНИИ К СМЫСЛУ, УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИХНИ И УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ.

СТРЕМЛЕНИЕ К СМЫСЛУ и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, согласно клиническим наблюдениям Франкла, является причиной, порождающей специфический «ноогенный невроз». Необходимым условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникаюшего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой. «Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы его создавать, и это может принимать либо здоровые, либо нездоровые формы» [1, стр.65]. Можно сформулировать основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Страницы: 1 2


Разделение труда и возникновение операций
Коллективная трудовая деятельность необходимо предполагает некоторое разделение труда между его участниками, то есть некоторое разделение трудовой деятельности в целом на отдельные ее «образующие». Говоря о разделении трудовой деятельности, не имеется в виду то разделение труда, которое возникает на известной ступени человеческого разви ...

Восприятие иллюзий
Никогда не запоминается картина (цветовая, звуковая, вкусовая, тактильная) целостно: физически не возможно зафиксировать полное число воспринимаемых элементов (в каждый момент активное поле рецепторов сетчатки представлено огромным числом "пикселов"). В комплекс образующихся при запоминании связей входят только уже выделенные ...

Формирование мировоззрения и ценностей в юности. Самоопределение и самосознание
Характерные особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места юноши в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания. Сначала у подростка возникает интерес к с ...