Введение
Страница 2

Смыслом не может быть наслаждение, т.к. оно лишь внутреннее состояние человека, по той же логике личность не может стремиться к счастью, она может лишь искать причины для счастья. «Под экзистенциально-аналитическим углом зрения, – в отличие от психоаналитического – она стремится не к наслаждению, а к ценностям» [2]. Франкл вводит представления о ценностях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуациях, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни ( в смысле нашей творческой работы), во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира ( в смысле переживания ценностей), в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделются три группы ценностей: 1) ценности творчества, 2) ценности переживания, 3) ценности отношения.

1)Основным путем реализации творчества является труд. Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. 2) Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает огромным ценностным потенциалом. Любовь-это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубиной сущности. Однако и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом [1, стр.253]. 3)К ценностям отношения человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл.

УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. В своих работах Франкл подчеркивает, что важен не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смыслы, мы можем выбрать лишь призвание, в котором мы обретем смысл. Однако найти смысл-это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осущест-вление уникального смысла своей жизни.

Итак, основной тезис учения Франкла: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

Основной тезис третьего учения Франкла - УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ - гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметна ограничена объективными обстоятельствами. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и обстоятельствам внешней среды.

Свобода по отношению к влечениям проявляется к возможности сказать «нет», принять или отвергнуть их. Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой-это свобода взять ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе.

Страницы: 1 2 


Подростковый возраст и его особенности. Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, пр ...

Эволюционно-историческая концепция личности
Как известно, содержание понятия «личность» в современной психологии не является устоявшимся. И если в зарубежной психологической науке такое положение обусловлено перенасыщенностью рынка научных идей и множеством различных подходов, то в нашей стране действуют причины иного порядка. Отметим только две из них, по нашему мнению, основные ...

Социальная желательность и личностные черты. Социальная желательность и толерантность к неопределенности.
В двадцатом веке в науке стали широко использоваться понятия «неопределенность». Существует множество мнений по определению этого понятия. Сам С. Баднер (S. Budner, 1962), который является автором методики, которую мы используем, определял толерантность к неопределенности как тенденцию восприятия неопределенных ситуаций как желаемых, а ...