Изучение речи

На речь моего испытуемого я обратила внимание еще при первом знакомстве. Он говорил свободно, четко и внятно (этим производил яркое впечатление уверенного в себе человека), кроме того, речь его отличалась наличием "непростых" слов, т.е. он заменял простые слова на более сложные, но с аналогичным или подобным значением. На первый взгляд это "умение оперировать терминами" производило впечатление высокой образованности и не более. Однако со временем я заметила, что некоторые слова из разряда терминов употребляются не по назначению, т.е. Л не всегда правильно использует их в своей речи. Кроме того, он не смущается этого, если ему на это указать. Такой факт натолкнул меня на мысль, что Л специально вставляет эти слова в беседу, чтобы произвести впечатление на собеседника, показать, что он на ступень его выше. Мне кажется, этот факт сочетается с выявленным в ходе исследования демонстративным типом поведения и стремлением к доминированию, которое, скрывая, он проявляет таким (и другими) способом. www.bankforward.ru

Но все же, что касается его речи, она на самом деле хорошо развита для человека его возраста. Он свободно оперирует многими понятиями, имея большой словарный запас. Ввиду этого, в его речи почти не встречается слов-паразитов (типа "ну как бы вот", "короче", "ну этот", "как там его" и т.п.) Его рассказы логично построены, продуманы.

В ходе исследования, я изучала как устную, так и письменную речь. Что касается последней, ее развитие также находится на должном уровне. В сочинениях, написанных Л нет грамматических, пунктуационных и синтаксических ошибок. При построении текста редко употребляются простые предложения, в основном используются сложные. Их построение правильное. Текст наполнен смыслом, который легко уловить, поскольку все мысли следуют одна за одной, логически вытекая друг из друга.

Поскольку речь тесно связана с мышлением, мне бы хотелось провести сравнительную параллель между речью и стилем мышления моего испытуемого.

Л с одинаковой степенью предпочтения использует в своей деятельности аналитический и реалистический стили мышления. Аналитики склонны к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере мышления. На основе разнообразной информации и объективных фактов они разрабатывают подробные планы, формулы, методы или системы для решения различных задач. Реалисты ориентированы на реальность, которую можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.

Анализируя письменные работы Л, я пришла к выводу, что аналитический стиль характерен самому процессу мышления. Тщательная и детальная обработка информации, логика, выстраивание систем, характеризуют структуру его мышления, принцип, по которому выстраиваются мысли. Так построены тексты его сочинений. Однако выбор объекта мышления, того, о чем человек мыслит, Л осуществляет с помощью реалистического стиля. Его мысль обслуживает реальные, жизненные, не отвлеченные вещи. Он все равно мыслит конкретно, даже если задается абстрактная тема.

Примененные методики:

1. Сочинения на заданную тему

2. Беседы на свободные темы

3. Тест "Индивидуальные стили мышления", авторы А. Алексеев и Л. Громова


Психологические особенности личности в настоящее время. Темперамент
Использовалась методика Айзенка (опросник EPQ). Выявлено, что испытуемая обладает следующими качествами: 1. Умеренная интраверсия. Испытуемая является спокойным, застенчивым, интроективным человеком, склонным к самоанализу. Она сдержана и отдалена от всех, кроме близких друзей и родственников (по данным наблюдения близка только с чле ...

Соматический фактор
Наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ослабленности, которая создает определенные трудности для пси­хофизического и эмоционального развития ребенка, является не­вропатия. Невропатия рассматривается как полифакторное нару­шение врожденного происхождения, т.е. возникшего в период внутриутробного развития или в период р ...

Психология речи
С психологической точки зрения основными характеристиками речи являются: продуктивное (порой творческое) оперирование семантикой (содержательно-семантическая наполненность языковых форм); использование материала усвоенных языков (включение вербальной памяти); возможность «выводить наружу» (произносить, писать и др.) сформированный речев ...