Изучение речи

На речь моего испытуемого я обратила внимание еще при первом знакомстве. Он говорил свободно, четко и внятно (этим производил яркое впечатление уверенного в себе человека), кроме того, речь его отличалась наличием "непростых" слов, т.е. он заменял простые слова на более сложные, но с аналогичным или подобным значением. На первый взгляд это "умение оперировать терминами" производило впечатление высокой образованности и не более. Однако со временем я заметила, что некоторые слова из разряда терминов употребляются не по назначению, т.е. Л не всегда правильно использует их в своей речи. Кроме того, он не смущается этого, если ему на это указать. Такой факт натолкнул меня на мысль, что Л специально вставляет эти слова в беседу, чтобы произвести впечатление на собеседника, показать, что он на ступень его выше. Мне кажется, этот факт сочетается с выявленным в ходе исследования демонстративным типом поведения и стремлением к доминированию, которое, скрывая, он проявляет таким (и другими) способом. www.bankforward.ru

Но все же, что касается его речи, она на самом деле хорошо развита для человека его возраста. Он свободно оперирует многими понятиями, имея большой словарный запас. Ввиду этого, в его речи почти не встречается слов-паразитов (типа "ну как бы вот", "короче", "ну этот", "как там его" и т.п.) Его рассказы логично построены, продуманы.

В ходе исследования, я изучала как устную, так и письменную речь. Что касается последней, ее развитие также находится на должном уровне. В сочинениях, написанных Л нет грамматических, пунктуационных и синтаксических ошибок. При построении текста редко употребляются простые предложения, в основном используются сложные. Их построение правильное. Текст наполнен смыслом, который легко уловить, поскольку все мысли следуют одна за одной, логически вытекая друг из друга.

Поскольку речь тесно связана с мышлением, мне бы хотелось провести сравнительную параллель между речью и стилем мышления моего испытуемого.

Л с одинаковой степенью предпочтения использует в своей деятельности аналитический и реалистический стили мышления. Аналитики склонны к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере мышления. На основе разнообразной информации и объективных фактов они разрабатывают подробные планы, формулы, методы или системы для решения различных задач. Реалисты ориентированы на реальность, которую можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.

Анализируя письменные работы Л, я пришла к выводу, что аналитический стиль характерен самому процессу мышления. Тщательная и детальная обработка информации, логика, выстраивание систем, характеризуют структуру его мышления, принцип, по которому выстраиваются мысли. Так построены тексты его сочинений. Однако выбор объекта мышления, того, о чем человек мыслит, Л осуществляет с помощью реалистического стиля. Его мысль обслуживает реальные, жизненные, не отвлеченные вещи. Он все равно мыслит конкретно, даже если задается абстрактная тема.

Примененные методики:

1. Сочинения на заданную тему

2. Беседы на свободные темы

3. Тест "Индивидуальные стили мышления", авторы А. Алексеев и Л. Громова


Особенности эмоционального развития дошкольника
Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития - от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врождённых реакций у ребёнка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его близких людей, которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, прев ...

Проблема индивидуальных различий
Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем, с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружаю ...

Раздел 1
1.1 Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие впервые было введено Дж. Бунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда ...