Социальный контроль – совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами. К субъектам, осуществляющим социальный контроль относят практически все социальные институты, однако особая роль принадлежи семье, школе, государству и его учреждениям (Инспекциям по делам несовершеннолетних, Комиссиям по делам несовершеннолетних, органам внутренних дел). Социальный контроль может быть формальным, т.е. осуществляется компетентными организациями и неформальным (неофициальный). Факторами, способствующими эффективности социального контроля девиантного поведения могут выступать: снижение репрессивных мер воздействия; создание эффективной системы превентивно-профилактических мер; повышение социокультурного и воспитательного уровня общества; контроль за СМИ; подготовка специалистов для работы с девиантами; методы и средства социального контроля должны быть адекватными конкретным видам девиантного поведения; создание системы социальной помощи, социально-психологической реабилитации лиц с разного рода девиациями; совершенствование законодательной базы [1, 143 – 145].
Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее с помощью нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей. Контроль можно представить как центральную нервную систему социального института. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы в кратчайшие сроки. Такие понятия, как власть, социальные нормы, санкции, составляют содержание и механизм социального контроля. Власть – форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на направление деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредством организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, контроля и насилия.
Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения; публичном, или ассоциативном, объединяющем общности и отношения в них (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы), и личном (частном), в малых группах и т.п.
Так же социальный контроль подразумевает наложение на личность определенных обязанностей и предоставлении ей некоторых прав. Различие прав и обязанностей, регламентирующих поведение и отношение человека, заключается в том, что одни свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли, или носитель данного статуса, должен делать по отношению к другим; другие говорят о том, что может человек себе позволить или допустить по отношению к другим, в чем заключается относительная самостоятельность человека.
Соотношение прав и обязанностей в различных типах общества и социальных группах различны: статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и никаких прав; при авторитарном режиме права и обязанности асимметричны - у лидеров и правящего класса права максимальны, а обязанности минимальны; у рядовых граждан много обязанностей, но мало прав. В демократическом обществе права и обязанности более или менее уравновешены. Правовое регулирование существовало не всегда. Вначале появились обычаи и традиции, затем табу. Обычаи соблюдаются людьми по привычке. Это воспринятая из прошлого форма поведения и регулирования деятельности человека. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и соблюдающиеся в силу общественного принуждения. Прообразом права были табу (запреты) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками.
Введение.
Существуют ли различия между лидерством и руководством? В сборнике «Перекрестные направления в лидерстве» приводятся различные точки зрения американских ученых на этот вопрос. Для одних авторов эти понятия являются синонимами. Они доказывают, что лидером нельзя стать, не будучи эффективным руководителем, и наоборот. Другие отделяют лиде ...
Проблема стиля деятельности и структурирование ее
пространства
Социальная организация деятельности людей как общественно полезного труда требует рассмотрения их индивидуальных стилей деятельности (ИСД) как стилей профессиональной деятельности (СПД)
т. е. стилей отдельных субъектов, интегрированных в совместной профессиональной деятельности с ее основными характеристиками — общностью операционально ...
Структура личности. Ид
Ид (Оно). «Содержит все унаследованное, все что есть при рождении, что заложено в конституции – кроме всего прочего, следовательно те инстинкты, которые возникают в соматической организации, и которое в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной».
В психоанализе З. Фрейда бессознательное является одной из 3 психич ...



Разделы