Изменить свою собственную жизнь к лучшему может тот, кто способен осознавать свои мешающие общению заблуждения, «блоки», «комплексы». Освободиться от них окончательно, вероятно, никому не удастся. Но знать о них и о том, как они действуют, как влияют на наше бытие, - это реальная задача.
Нашим главным инструментом при этом будет наш разум, точнее - одно его уникальное свойство, которое психологи называют рефлексией, то есть способностью человека осознавать свои поступки и образ своего Я. С помощью рефлексии человек может осмыслить свои действия, соотнести собственные усилия с поведением других людей.
Расширяя свои рефлексивные потенциалы, каждый может осознать:
· какие модели контакта он обычно использует в общении;
· какие эмоции при этом переживает и как они связаны с прошлым;
· как неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки блокируют личностные и групповые потенциалы.
Принципы переобучения.
Осознание и конструктивное изменение основного внутреннего направления Ч.Тойч называет переобучением или изменением жизненной программы.
Переобучение строится на пяти важных принципах:
1-й принцип.
Признание изначального совершенства жизни, ее законов и себя самого.
Основные трудности взаимодействия с окружающими нас людьми являются следствием искаженных представлений человека о жизни и себе самом (это и есть проявление деструктивных социальных установок). Джоэл и Чампион Тойч убеждены: добро естественно, а болезни, неудачи, преступления, боль и страдания неестественны.
На основе принципа, провозглашающего изначальное совершенство всего сущего, действуют три важных правила психогенетики:
· все, во что мы вовлечены, точно соответствует той стадии эволюции, на которой мы находимся;
· мы получаем от жизни только то, что необходимо, встречаемся и общаемся именно с теми людьми, в которых более всего нуждаемся;
· все происходящее с нами - во благо; любое неблагоприятное, даже несчастливое, событие имеет важный позитивный смысл, важно признать это и извлечь из него урок.
Главное следствие, вытекающее из этих правил, - быть благодарным жизни, себе самому и людям за то, что есть, пережито, достигнуто.
2-й принцип.
Безусловная уверенность в позитивном результате.
Если человек признает свое неведение и осознает генетические причины своего поведения, он может стать хозяином, а не жертвой несчастливых обстоятельств, обусловленных генетическим кодом.
При этом чрезвычайно значима безусловная уверенность в позитивном результате, которая складывается из следующих ключевых моментов:
· веры специалиста в самого себя, его убежденности в действенности применяемых методов и средств;
· веры клиента в специалиста, в избранные методы и средства;
· способности специалиста передать клиенту свое ощущение благополучия и здоровья; в противном случае исцеление невозможно: клиент, осознанно или подсознательно считающий себя больным, рано или поздно возвращается к исходному состоянию.
3-й принцип.
Осознание семейного генетического кода и динамики основного внутреннего направления возможно с помощью генограммы.
Генограмма - исключительно точный психогенетический метод. Генограмма строится на основе объективных фактов из истории семьи и позволяет:
· понять природу проблемы клиента и стратегию его переобучения, то есть осознанного преодоления лимитирующего генетического влияния;
· выделить словесные паттерны, передаваемые по наследству и увековечивающие родовые и семейные привычки в речи, как произносимые, так и непроизносимые, имеют потенциальную деструктивную и конструктивную силу и могут быть использованы для анализа и совершенствования взаимоотношений;
· идентифицировать эмоциональные процессы семьи - точно определить конкретные факторы окружения и вызванные ими эмоции, живущие в семейной истории и блокирующие успешное индивидуальное развитие личности.
Один из главных элементов построения и интерпретации генограммы - гипотезы. Исследуя историю семьи, Ч.Тойч строит и проверяет гипотезы.
4-й принцип.
Освобождение от негативных эмоций.
Негативные эмоции: страх, вина, обида, раздражение - являются причиной неблагоприятных моделей поведения и физического состояния человека. Хорошее самочувствие и доброжелательные взаимоотношения берут свое начало в чувстве уверенности, правоты и любви. Самодостаточность и самоуважение — первые необходимые качества, которые должен приобрести человек, вовлеченный в переобучение. Однако начинаются позитивные изменения с выведения наружу чувств недовольства, зависти, жалоб, критицизма.
Своеобразие развития психики умственно отсталого
ребёнка
Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.
...
Подростковый возраст и его особенности. Предпосылки
девиации в подростковом возрасте
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, пр ...
Детско-родительские
отношения в структуре семейных отношений
Успешная совместная жизнь супругов требует особых способностей от каждого его участника. Уже отмечалось, что любое взаимодействие в семье требует минимума каких-то общих представлений, минимума "согласия". В браке, как и в любой другой малой социальной группе, возникает принципиально новая форма поведения, которую можно назват ...
Разделы