Устранение негативных эмоций основано на понимании причин, которые побуждают человека и людей, его окружающих, взаимодействовать тем или иным неблагоприятным образом. Кроме того, чрезвычайно важно осознать: сами мы непреднамеренно способствуем тому, что произошло и происходит. Генетически предрасположенные к роли жертвы, другим людям мы отводим роль преследователя. Каждый человек, взаимодействуя с другими, играет свою роль в соответствии с генетически заложенной программой, потому что находится, по образному выражению Ч. Тойча, в «генетическом трансе». Только «проснувшись», он может самостоятельно управлять своей жизнью и обретает способность отвечать за свои поступки и дела.
5-й принцип.
Ответственность за изменение требует от человека настойчивости и последовательности.
Этот принцип подчеркивает: самостоятельная работа по изменению своего внутреннего мира - важная составляющая процесса переобучения. Изменение негативных поведенческих и словесных паттернов в позитивные требует от человека не только осознания возможности выбора и ответственности, но и настойчивости, и последовательности на пути к достижению цели. Осознав деструктивные аспекты своего генетического кода, мы принимаем на себя ответственность: оставить все как есть и дальше влачить свое жалкое существование жертвы обстоятельств или шаг за шагом, последовательно и настойчиво изменять свои мысли, словесные паттерны, действия. Человек сам несет ответственность за принятие и реализацию этого решения. В первую очередь Ч. Тойч настаивает, чтобы мы взяли на себя ответственность за развитие позитивного мышления, очищенного от критицизма.
Вина, совесть и нравственность
Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Существование неких фундаментальных, присущих каждому человеку, источников вины неоспоримо, однако совесть как психический феномен представляет собой скорее комплекс аффект ...
Теория С.Л. Рубинштейна
Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он отн ...
Понятие малой социальной группы
Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса множества социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Сейчас уже трудно себе представить, что всего 90—100 лет назад на экпериментальном уровне рассматривался вопрос о том, что само прису ...
Разделы