Материалы » Специальная психология как отрасль психологической науки » Общие закономерности отклоняющегося развития

Общие закономерности отклоняющегося развития

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выгодским в начале XX в. в связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-педагогаческих коррекционных воздействий.

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в основе многообразия их проявлений.

На протяжении 70 - 90-х гг. XX столетия накоплен большой объем клинико-физиологических материалов, раскрывающих этио­логию, патогенез и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нарушений психических функций при разных формах от­клоняющегося развития. Начиная с 70-х гг. все большее распростра­нение получает нейропсихологический анализ отклоняющегося развития (А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина, А. В. Се­менович и др.).

В начале века немецкий психиатр К. Бонгеффер на примере срав­нительного изучения психических расстройств различной этиоло­гии пришел к выводу, что ответных реакций со стороны психики человека гораздо меньше, чем патогенных факторов, поэтому все­гда при любом типе нарушения можно наблюдать значительное количество общих реакций. Данный феномен был назван К. Бонгеффером «экзогенным типом реакции».

В конце XIX в. Дж. Джексоном, английским невропатологом, было разработано учение о послойном строении психической дея­тельности, в котором, в частности, была высказана идея о том, что любое психическое расстройство сопровождается так называ­емыми негативными «минус-симптомами», которые являются симптомами ущерба, изъяна, недостаточности психической дея­тельности на всех ее уровнях. В них в той или иной степени отра­жается специфика нарушения. Вторая группа симптомов - про­дуктивные, представляющие собой менее специфическую реак­цию организма на патогенное воздействие. Клинические исследо­вания позволяют говорить о том, что и продуктивные и негатив­ные симптомы скорее относятся к группе расстройств, имеющих общую этиологию и патогенез. Например, для психических рас­стройств органической природы обязательными негативными сим­птомами будут повышенная истощаемость, склонность к взрыв­ным эмоциональным реакциям, повышенной агрессивности. При нарушениях психогенной природы - это снижение энергетичес­кого потенциала и регрессивное развитие личности. Продуктив­ные, или позитивные, симптомы обусловлены повышенной ак­тивностью сохранных уровней психики с целью преодоления па­тологического состояния. Это могут быть истерические реакции, страхи, повышенное двигательное беспокойство и т.п.

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося раз­вития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархичес­ких уровней закономерностей отклоняющегося развития.

1 уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития;

2 уровень – закономерности, характерные для группы дизонтогенетического расстройства (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем – зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития и т.д.);

3 уровень – специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма).


Особенности самооценки в младшем школьном возрасте
Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителя, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков. Однако думать о себе ребенку неинтересно, он не испытывает в этом особой необходимости. ...

Формально-логические модели конфликтов
В соответствии с определением, математическая теория игр является теорией математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта (а также в условиях неопределенности). Поэтому вопросы, связанные с оптимальным поведением сторон в конфликтах, с желательными исходами конфликтов, являются в ней основными. Непосредственных ...

Самоотчет: что мне дала эта работа?
1. В течение исследования я просмотрела много психодиагностических методик. Многие из них показались мне интересными, а главное надежными. Теперь у меня есть начальный арсенал методик, которыми я буду пользоваться в будущей исследовательской деятельности. 2. Я начала развивать свою наблюдательность. Если в начале исследования я проводи ...