Материалы » Специальная психология как отрасль психологической науки » Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
Страница 1

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выгодским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные - имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у сле­пых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биоло­гической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педаго­гической коррекции.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными на­рушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т. е. на­правление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической ра­боты или при ее отсутствии, вторично возникшие явления пси­хического недоразвития, а также неадекватные личностные уста­новки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании нега­тивного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает ока­зывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».

Отталкиваясь от теории А. Адлера о значении различных «сла­бостей», недугов, дефектов для повышенного развития других функций, Л.С. Выгодский сформулировал основные положения методологии и практики стимулирования компенсаторных про­цессов у детей и подростков с различными видами психического дизонтогенеза.

Ключевым понятием теории А. Адлера является понятие «ком­плекса неполноценности», которое формируется у человека, с позиции А. Адлера, благодаря его вечному стремлению к пре­восходству и которое обеспечивает в конечном счете преодоле­ние имеющихся проблем в развитии.

А. Адлер называет его «вездесущее человеческое чувство непол­ноценности»: « .противоположность органической недостаточно­сти из желаний, фантазий, снов, т.е. психических стремлений к компенсации, столь всеобъемлюща, что можно вывести основ­ной психологический закон о диалектическом превращении орга­нической неполноценности через субъективное чувство неполно­ценности в психические стремления к компенсации и сверхком­пенсации».

Вслед за А. Адлером Л. С. Выгодский подчеркивает, что, несмот­ря на то, что сам дефект есть в большинстве своем факт биоло­гический, ребенок воспринимает его опосредованно, через труд­ности в самореализации, в занятии соответствующей социаль­ной позиции, в установлении отношений с окружающими и т.п. Другими словами, наличие какого-либо органического дефекта еще не означает «дефективность» ребенка с позиции функцио­нальной нормы развития. Влияние дефекта на самом деде всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли компенсировать недостаток. Как пишет Л. С. Выгодский, «этот общий закон одинаково приложим к биологии и психологии орга­зма: минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Компенсация –

возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении.

Страницы: 1 2


Мозговая организация речи
Органом сознательной деятельности человека, является кора больших полушарий. Основу современного учения о локализации функций в коре заложил французский ученый Брока П. выделивший в 1861 году двигательный центр речи. Затем немецкий психиатр К. Вернике в 1873 году обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи). Анализ фак ...

Манипулятивная установка в контексте профессиональной деятельности менеджера
Одной из основных функций, заложенных в самом понятии "менеджер", является управление. Управление можно определить как "комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или отдельные его звенья с целью упорядочивания … усовершенствования и развития" [17]. Таким образом, менеджер – это специалист, осуществляющий р ...

Результаты работы по определению влияния проблемных ситуаций на уроках природоведения
В эксперименте участвовало 5 учащихся сельской школы в возрасте 8–10 лет. Результаты были обработаны с помощью математической статистики и являются достоверными. Результаты тестирования по методике 1. У всех детей получился довольно неплохой уровень продуктивности и устойчивости внимания. Ни один из детей не допустил ошибок в определен ...