Материалы » Профессия клинического психолога » Профессиограмма клинического психолога

Профессиограмма клинического психолога
Страница 2

При работе с пациентами для клинического психолога важна правильная организация процесса и состояния на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных клинических задач, т.е. внимания. Поэтому и в теоретическом и в операциональном плане внимание у клинического психолога должно характеризоваться достаточно высоким уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Среди процессов памяти для клинического психолога по особенному важно — запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения клинического материала, прочность и длительность его сохранения. Условия продуктивности запоминания в работе связаны ещё и с тем, что протекает оно в форме как непроизвольного, так и произвольного процесса.

Восприятие клинического психолога во многом зависит от прошлого опыта, накопленного клинического материала, содержания и задач выполняемой клинической деятельности, психических состояний и индивидуальных особенностей психолога (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.).

Под влиянием этих факторов и создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же вопросов обычными людьми и клиническими психологами.

Необходимо для клинического психолога развитое воображение как универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности с помощью переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового клинического опыта.

Мышление в работе клинического психолога находит целенаправленное использование в развитии и приращении знаний, поскольку в мышление важнейшую роль играет понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.

5. Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности

Чтобы быть способным успешно выполнять обязанности клинического психолога специалист должен действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления) – для чего необходима развитая эмоционально-волевая регуляция. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Специфичным является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у психолога в данный момент побуждения в направлении такого их упорядочивания, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

В множестве эмоциональных процессов для клинического психолога важен особый вид –собственно эмоций, которые в отличие от аффектов могут слабо проявляться внешне. Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение психолога к складывающимся или возможным ситуациям клинической практики, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях.

6. Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе)

Работник в области клинической психологии должен иметь выраженный интерес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских отношений, профессионально положительное отношение к людям независимо от их социального, соматического и психического статуса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей; он должен иметь систему профессиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возможностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессиональными средствами (такими, как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектирование деятельности, ее внутренних средств, участие в проектирование внешних средств и условий, коррекция индивидуального стиля, активизация самопознания и саморегуляции человека).

Страницы: 1 2 3


Гнев
Гнев - одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Гневные слова или другие проявления гнева могут стать причиной временного разлада отношений между людьми. Как уже говорилось, гнев может быть связан с печалью, а гневные чувства, которые человек испытыв ...

Психологическая характеристика дошкольного возраста
На первом году жизни (младенчество) ребёнок требует постоянного ухода со стороны взрослых. Его психические процессы ограничиваются по преимуществу ощущениями и восприятиями. Он начинает он начинает узнавать близких людей и окружающие его предметы, к которым проявляет различный интерес, любит манипулировать вещами. Лишь к концу года у ре ...

Тифлопсихология
Тифлопсихология - (психология слепых) - раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушенным зрением: 1) развитие психическое слепых и слабовидящих людей; 2) пути и способы его коррекции при обучении и воспитании; 3) возможности компенсации нарушений во ...