Материалы » Методика и содержание психосоциальной работы » Я - Концепция (определение, компоненты, составляющие, самооценка)

Я - Концепция (определение, компоненты, составляющие, самооценка)

Я-концепция -

система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. Несмотря на устойчивость, Я-концепция - не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со "значимыми другими", в сущности определяющие представления о самом себе. Я - концепция синоним к "самосознанию". Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества. www.talkbanks.ru

Я-концепция содержит компоненты:

1) когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (самосознание);

2) эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и прочее.

3 основных составляющих:

Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющиеЯ-концепции. Когнитивная составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Самооценка -

аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.


Слова на буквы имени
Цель: При помощи слов, начинающихся с букв имени, можно обеспечить вхождение в тему семинара. Участников просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме “Наркомания и наркотики”, “Курение и здоровье”, “Алкоголизм”. Материал: бумага и карандаши. Временные рамки: 15 минут. Проведение: Каждый участник пишет на листе бумаги свое и ...

Взаимодействие между людьми и межличностные отношения детерминированы семейными законами взаимного притяжения.
Ч.Тойч считает, что общение - это не только обмен вербальны­ми и невербальными сигналами. В человеческой коммуникации участвует еще и бессознательный радар. Именно он и играет глав­ную роль в людском взаимодействии. Бессознательный радар - генетически обусловленная частота электромагнитных колебаний, излучаемых мозгом, которая, допол­н ...

Диагностика интеллектуального развития взрослых
Тесты интеллекта применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа структуры интеллекта позволяют определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной ...