Термин «идентификация»

Термин «идентификация

», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях

взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим близким, но содержанию явлением — эмпатией.

Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова. Эмпатия есть аффективное «понимание, и эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Однако отождествлять себя с кем-то, это значит строить свое поведение так, как строит его этот «другой». Проявление же эмпатии означает, что человек принимает во внимание линию поведения другого человека (относится к ней сочувственно), но свою собственную может строить совсем по-иному.

Итак, и в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встать на его позицию; другое дело — принять в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действовать по-своему.

Однако субъекту общения важно не только понять другого человека, идентифицировать себя с ним, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать, и понимать его самого. Тогда в действие вступает процесс рефлексии.


Психологическое заключение про психологическое развитие ребенка по результатам наблюдения
Психодиагностические данные, полученные в результате комплексного обследования, вносятся в специальную Карту индивидуального психологического развития ребёнка. Эта карта содержит в себе частные показатели, относящиеся к различным психологическим качествам и полученные при помощи всех описанных выше методик. В заголовках отдельных граф ...

Дезорганизующая функция (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность)
Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, ...

Отражательно-оценочная функция эмоций
Согласно П.В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношени ...