Анализ специальной литературы выявил, что восприятие и память находятся в тесной взаимосвязи с речевой функцией, а речевая функция тем самым находится в тесной связи со всеми компонентами функциональной системы. Выпадение какой-либо одной функции влечет за собой нарушение другой. Примером может служить акустико-миестическая афазия, где нарушается процесс запоминания, при поражении левой височной области (М.К. Шохор-Троцкая, А.Р. Лурия, Т.Г. Визель, В.М. Шкловский). Дизартрия, которая возникает при поражении головного мозга и его отделов влечет за собой нарушение речи, психических процессов, нарушение моторики (М.А. Поваляева). www.stablebank.ru
В настоящее время имеются указания в специальной литературе, что у детей с общим недоразвитием речи имеются нарушения вербальной памяти (С.Н. Сазонова, В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова, Ю.Ф. Гаркуша). Вместе с тем нам известно, что в основе дефекта при общем недоразвитии речи лежит наряду с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, нарушается слуховое восприятие и слуховое внимание (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюнова, Г.А. Ткаченко), ввиду чего специфически меняется процесс формирования речевой функциональной системы у детей с общим недоразвитием, может специфично протекать процесс вербальной памяти, запоминания. На это указывают многие авторы, в частности Г.А. Каше, Р.И. Мартынова. Если процессы памяти связаны с запоминанием слов, близких по звучанию, с нарушением фонем близких по артикуляторно-акустическим признакам, это основание для изучения вербальной памяти.
Общее недоразвитие речи представляет собой сложный дефект, при котором наблюдается органическое поражение центральной нервной системы, следовательно, представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при котором нарушается или отстает от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй.
В виду того, что ОНР носит органическую природу, специфически развиваются такие психические функции как внимание, память, мышление (С.С. Липидевский, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, А.Н. Леонтьев). Как указывают в своих исследованиях ученые ОНР в тяжелых случаях граничит с умственной отсталостью, в легких – дети имеют своеобразный характер развития познавательной сферы: внимания, памяти, словесно-логического мышления (Н.С. Жукова, Г.А. Каше). Авторы отмечают недостаточную устойчивость внимания, ограничена возможность его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти страдает вербальная память, снижена продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы последовательности заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Такие дети без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением (Т.В. Волосовец).
На современном этапе основное внимание ученых привлекает изучение связи речи и мышления, другие вопросы как речь и память, речь и внимание, разработаны не столь детально, что говорит о выборе темы, о ее актуальности.
Подход Митчела и Хауса “путь -
цель”.
Еще одна ситуационная модель лидерства “путь
-
цель”
была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей.[5] Обсуждая этот подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель может повлиять на под ...
Разработка и внедрение социально-педагогической
программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в
экспериментальном классе
Подростковый возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения подростков в деятельность по освоению культурных ц ...
Методика "Изучение высших чувств"
ЦЕЛЬ: Изучить особенности высших чувств школьников.
Необходимый материал: картина "Утро" Т.Н. Яблонской.
Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина "Утро" Т.Н Облонской и предлагается описать своё отношение к картине, описать, что на ней изображено. После анализа на основании полученных результатов, эсте ...
Разделы