Неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.
При этом, говоря об эстетическом воспитании как социально-педагогической деятельности, необходимо четко понимать, что такая работа будет эффективной, если будет основана на глубоком изучении личности подростков, поскольку именно индивидуальные черты могут как способствовать, так и препятствовать восприятию прекрасного и неприятию безобразного подростками www.transpodepth.ru
Эстетическое восприятие мира подростками, основано на их ценностных ориентациях, поскольку, ценности, которым привержен тот или иной подростка являются ведущими фактором формирования стиля поведения, которая непосредственно определяет его эстетику.
Ценностные ориентации подростков отражают, по сути, его модель поведения в обществе, которая основана на социально-психологических установках, выработанных личностью в процессе воспитания и самовоспитания.
Ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях.
На низшем уровне располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей.
Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду.
Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека.
Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения.
Каждый уровень системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что ценности определяют эстетику поведения личности в обществе, общее состояние развития морально – этической сферы личности .
В ходе исследования смысложизненных ценностей подростков, проведенного В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз было установлено, что такие эстетические ценности как красота, сдержанность, вежливость, правдивость не являются характерными для подростков. Их отношение к правде, красоте и, что особенно настораживает, к жизни — весьма неоднозначное. 71% респондентов считают, что «не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение». Для 77% красота не является той ценностью, которая важна в нашем обществе, «спасти мир» сегодня не могут ни правда, ни красота. [3, с. 103].
Полученные исследователем данные позволили ей сделать вывод о том, что изменение в структуре ценностных ориентаций подростков непосредственно ведет к изменению их манер поведения, они становятся более агрессивными, конфликтными, эстетика поведения уходит на второй план и становится невостребованной сферой самовоспитания личности.
Понятие профессионально важных
признаков.
Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно пров ...
Результаты исследования по методике "Изучение
высших чувств"
Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не просто описали все увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будто прочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бу ...
Методики, направленные на исследование личностных черт
В нашем исследовании использовались следующие методики:
1.
Шкала тревожности Спилбергера – Ханина
.
Шкала создана Ч. Д. Спилбергером, которая состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI:X-1) предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального ...
Разделы