Материалы » Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников » Влияние уровня сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в коллективе

Влияние уровня сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в коллективе
Страница 3

Неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.

При этом, говоря об эстетическом воспитании как социально-педагогической деятельности, необходимо четко понимать, что такая работа будет эффективной, если будет основана на глубоком изучении личности подростков, поскольку именно индивидуальные черты могут как способствовать, так и препятствовать восприятию прекрасного и неприятию безобразного подростками www.transpodepth.ru

Эстетическое восприятие мира подростками, основано на их ценностных ориентациях, поскольку, ценности, которым привержен тот или иной подростка являются ведущими фактором формирования стиля поведения, которая непосредственно определяет его эстетику.

Ценностные ориентации подростков отражают, по сути, его модель поведения в обществе, которая основана на социально-психологических установках, выработанных личностью в процессе воспитания и самовоспитания.

Ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях.

На низшем уровне располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей.

Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду.

Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека.

Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения.

Каждый уровень системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что ценности определяют эстетику поведения личности в обществе, общее состояние развития морально – этической сферы личности .

В ходе исследования смысложизненных ценностей подростков, проведенного В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз было установлено, что такие эстетические ценности как красота, сдержанность, вежливость, правдивость не являются характерными для подростков. Их отношение к правде, красоте и, что особенно настораживает, к жизни — весьма неоднозначное. 71% респондентов считают, что «не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение». Для 77% красота не является той ценностью, которая важна в нашем обществе, «спасти мир» сегодня не могут ни правда, ни красота. [3, с. 103].

Полученные исследователем данные позволили ей сделать вывод о том, что изменение в структуре ценностных ориентаций подростков непосредственно ведет к изменению их манер поведения, они становятся более агрессивными, конфликтными, эстетика поведения уходит на второй план и становится невостребованной сферой самовоспитания личности.

Страницы: 1 2 3 4


Техника обнаружения лжи
В книге И. Вагина[15] описана техника обнаружения лжи, которая позволит человеку, заподозрившему обман, оценить, насколько обоснованы или безосновательны его подозрения. В книге приведены основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец и с помощью которых он может быть разоблачён: а) слова «Иногда стоит прислушиваться к оговорка ...

Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками
Современная психология выделяет официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе. А.С.Макаренко назвал официальную систему отношений - «система ответственных зависимостей» [цит. по 6, с.19]. Официальная структура отношений — это система позиций, заданных извне, обществом и необходимых ...

Характеристика методических основ исследования. Описание диагностической программы
Исследования развития логического мышления проводилось на базе средней школы № 69 г. Тулы, в период с 22 января по 11 февраля 2007г. В исследовании принимали участие ученики 2 класса в количестве 15 человек (учащиеся 8-9 лет, 15 детей из них 9 девочек и 6 мальчиков). Диагностическая программа, целью которой было определение и диагности ...