Влияние самооценки на социометрический статус личности

В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно- или прямопропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса не было. Можно было сделать лишь косвенные выводы в подтверждение нашей гипотезы.

Так, общеизвестно, что хорошее впечатление, в первую очередь, производят люди, хорошо одевающиеся и следящие за своим внешним видом, что находит свое отражение в народной мудрости: «Встречают по одежке…». Однако человек, который не ценит себя высоко, не считает себя достойным усилий, не позволит себе тратить время и деньги на столь ничтожные занятия, как уход за собой (нелюбимым). Немов пишет, что одним из фактов, определенно влияющих на правильность восприятия людьми друг друга является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первичное впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем способны оказать сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа. Иногда соответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми друг друга мназывается «эффектом ореола». Если, например, первичное впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказывается положительным, то на его основании в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринятом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса). И наоборот. И так происходит, по крайней мере на первых стадиях общения, то есть мы были уверены, что во всяком случае в экспериментальной группе А гипотеза подтвердится полностью, ведь на первичное о человеке впечатление влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженной самооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка в первую очередь не дает человеку раскрыться как личности и реализовать свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкой самооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне (опять-таки подсознательно улавливая мимику, жесты, интонации) и срабатывает элементарный закон: «Зачем я буду покупать дороже, чем предлагают?», что в нашем случае звучит приблизительно как «Зачем я буду прикладывать лишние усилия и относиться к человеку лучше, нежели он того ожидает?» Тем более, что люди с низкой самооценкой в основном и не стремятся к позиции лидера в коллективе.

Тем не менее, несмотря на всю логику теории, на практике гипотеза о прямопропорциональной зависимости самооценки и статуса подтвердилась лишь частично. Так, у неформального лидера группы А самооценка оказалось низкой (правда, уровень самооценки среди одногруппников – десятое место, то есть далеко не самая низкая самооценка в группе) Среди людей со средней самооценкой четыре из пяти оказались предпочитаемыми, пятый – принимаемым. В целом в группе 2 аутсайдера и оба с низкой самооценкой, но все же не самой низкой по группе. В экспериментальной группе Б ситуация оказалась еще более запутанной, то есть там можно говорить скорее не о высоком социометрическом статусе людей с самой высокой по группе самооценкой, но о высокой степени внимания группы к этим людям, так как они получили общее число выборов выше среднего по группе. Самое же интересное, что, как видно из диаграмм «Зависимость», наблюдается определенного рода полярность: самой высокой (самая низкая розовая точка) и самой низкой (vice versa) самооценкам соответствуют приблизительно одинаковые уровни рассматриваемых параметров (см приложение). Это наблюдение может дать почву для проведения следующих исследований.