Этические нормы психолога

Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство психолога – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

1. Ответственность. Психолог несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Психолог должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности.

3. Добровольность. Клиент работает с психологом по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия клиента и если это соответствует его интересам.

5. Активность. Клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Психолог оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность клиента в принятии им решения. Суждения и оценки психолога в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. Психолог интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях клиента, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

7. Лояльность. Психолог уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы клиента, даже не соответствующие интересам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом психолог должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

Актуальность настоящей работы определяется тем, что в ней рассматриваются отдельные значимые, как для психологической науки, так и для общества в целом, аспекты профессионального становления личности. Речь идет о формировании умений устанавливать оптимальный уровень идентификации с клиентами у будущих психологов.

Особую значимость приобретают знания о механизме идентификации психолога с клиентом. При этом, отождествляя себя с клиентом, психологу не следует погружаться полностью в проблемы клиента и его эмоциональное состояние, это наносит вред как самому психологу, так и его клиенту. С другой стороны, излишняя отстраненность от клиента приводит к жесткости в поведении психолога, что также является неэффективным в профессиональных взаимоотношениях психолога и клиента. В связи с этим возникает необходимость формирования умений устанавливать оптимальную идентификации у студентов, обучающихся по специальности психолог.


Проективные методики в контексте личного смысла (отечественная психология)
Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остается остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любые крайности при решении этого чрезвычайно важного вопроса. Сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследовани ...

Схема психологического изучения профессий.
Психологическое изучение профессий проводится по самым разным схемам, в которые включены вопросы, охватывающие весь профессиональный материал. Данную схему можно назвать ориентировочной. Она содержит всего шесть пунктов. Первый пункт - технико-экономическое описание. Это технология, оборудование, нормы, оплата труда. Второй пункт - о ...

Психодиагностика новорожденного и грудного ребенка: критерии, особенности проведения
Психодиагностика раннего детства — совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). Психодиагностика раннего детства — важное и актуальное направление психодиагностики. В раннем детстве контроль за соответствием нормам психического развития необход ...