Этические нормы психолога

Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство психолога – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

1. Ответственность. Психолог несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Психолог должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности.

3. Добровольность. Клиент работает с психологом по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия клиента и если это соответствует его интересам.

5. Активность. Клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Психолог оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность клиента в принятии им решения. Суждения и оценки психолога в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. Психолог интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях клиента, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

7. Лояльность. Психолог уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы клиента, даже не соответствующие интересам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом психолог должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

Актуальность настоящей работы определяется тем, что в ней рассматриваются отдельные значимые, как для психологической науки, так и для общества в целом, аспекты профессионального становления личности. Речь идет о формировании умений устанавливать оптимальный уровень идентификации с клиентами у будущих психологов.

Особую значимость приобретают знания о механизме идентификации психолога с клиентом. При этом, отождествляя себя с клиентом, психологу не следует погружаться полностью в проблемы клиента и его эмоциональное состояние, это наносит вред как самому психологу, так и его клиенту. С другой стороны, излишняя отстраненность от клиента приводит к жесткости в поведении психолога, что также является неэффективным в профессиональных взаимоотношениях психолога и клиента. В связи с этим возникает необходимость формирования умений устанавливать оптимальную идентификации у студентов, обучающихся по специальности психолог.


Анализ и оценка результатов диагностики агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста на формирующем этапе эксперимента
После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста была проведена контрольная диагностика. Таблица 6 Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей виды агрессивных проявлений на формирующем этапе эксперимента № п/ ...

Виды лжи
Вагин[6] и Экман[7] в своих книгах выделяют два основных вида лжи: 1. Умолчание (сокрытие правды); 2. Искажение (сообщение ложной информации). Так же выделяют разновидности лжи, такие как: сообщение правды в виде обмана и особая ложь. Рассмотрим эти формы лжи: Умолчание или сокрытие реальной информации. По мнению И. Вагина, «большин ...

Результаты четырех этапов исследования
На первом этапе исследования проводилась диагностика агрессивности ребенка дошкольного возраста из полных и неполных семей при помощи анкеты «Критерии агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. В исследовании принимало участие 23 ребенка 6-7 лет дошкольного возраста: 12 из неполных семей и 11 из полных семей. Полученные ...