Материалы » Развитие положительных эмоций у дошкольников » Особенности эмоционального развития дошкольника

Особенности эмоционального развития дошкольника
Страница 13

V. В дошкольном детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью, частотой возникновения переживаний.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими. Дети не только говорят о необходимости удовлетворения имеющихся у них потребностей, но и определенным образом характеризуют свои переживания. Например, шестилетний Женя говорит: «Знаешь, мама, какая тоска меня гложет?» - «Какая?» - «Я есть хочу!». С помощью речи ребенок различает внешнее выражение эмоций и их переживание. Мальчика 5 лет спрашивают: «Тёма, ты сегодня плакал в детском саду?» - «Нет, я не плакал, я печалился». Влияние слова на эмоциональную сферу зависит от возраста детей. Как отмечает М. М. Кольцова, до 4,5-5 лет внушение через слово не удается, что объясняется слабыми связями между первой и второй сигнальными системами. В более старшем возрасте, по мере усиления взаимосвязи сигнальных систем усиливаются как эмоциональная окраска второсигнальных реакций, так и контроль второй сигнальной системы над проявлением эмоций. Нужно подчеркнуть, что даже у детей дошкольного возраста связь эмоциональной сферы с первой сигнальной системой более выражена, чем со второй. В наблюдениях, проведенных в старшей и подготовительной группах детского сада, можно было убедиться, что если дети слушали сказку или рассказ без показа картинок или диафильмов, то их эмоциональные реакции оставались довольно слабыми. Если же рассказ сопровождался иллюстрациями, то эмоциональность детей сразу же возрастала, что проявлялось и в последующих пересказах: услышанное передавалось в живой, образной форме, с более выразительными интонациями.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 


Начало конфликта
Конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов (т.е. по поводу различий), но пока еще, не осознавая этих различий. Если ...

Исследование психологических детерминант успеваемости учащегося
Общие сведения об испытуемом ФИО: Чеснокова Ксения Владимировна Возраст: 13 лет Школа, класс: средняя школа №11 г. Бор, 9 «б» Национальность: русская Общее физическое развитие: соответствует возрасту Внешний облик: - здоровый и ухоженный внешний вид (единственное замечание – бледная кожа) - манера одеваться, украшения, прическа ...

Эмоции и действия
Эмоции и комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют фактически на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремиться его избежать. ...