Материалы » Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста » Становление произвольной памяти у старших дошкольников

Становление произвольной памяти у старших дошкольников

А.Н. Леонтьев произвольное запоминание рассматривает как целенаправленный опосредованный процесс, включающий определённые приёмы и способы запоминания. Результат его исследований показал, что в условиях эксперимента с запоминанием слов (с опорой на картинки) некоторые старшие дошкольники уже способны пользоваться этим приёмом запоминания, о чём свидетельствует значительное повышение числа удерживаемых в памяти слов по сравнению с числом слов, запоминаемых ими без помощи картинок. Им же было выдвинуто положение о том, что в это возрасте запоминание остаётся ещё непосредственным и непроизвольным. www.eduguides.ru

В действительности, в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминание. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. Активное выделение и осознание мнемических целей происходит при участии волевого компонента и соответствующих мотивов.

Дети младшего возраста (3-4 года) имеют низкие показатели запоминания, это объясняется тем, что они не умеют намеренно, произвольно запоминать. У них пока не сформировались действия произвольного запоминания и припоминания. По мнению З.М. Истоминой самая характерная черта запоминания младших дошкольников в игре состоит в том, что при постановки перед ребёнком какой-либо задачи он не сразу вычленяет перед собой цель запомнить поручение или припомнить его. Существует так же ряд трудностей, которые возникают при анализе характера памяти у младших дошкольников. Главная состоит в том, что у детей этого возраста не способны объяснить то, как они запоминают. У них нет способности к самонаблюдению в отношении внутренних действий.

Рассмотрим развитие операций запоминания.

Самый простой способ, который применяют дети 5-6 лет, - это повторение поручения вслед за взрослым. Этот способ легко сознаётся детьми , и они нередко указывают на него, отвечая на вопрос о том, как им удалось запомнить порученное. Это самый ранний приём. Повторение здесь просто сопровождает процесс «принятия» поручения. Позднее этот вид приобретает новую форму и фиксацию. Ребёнок повторяет поручение не в процессе, а после того, как оно выслушенно. В некоторых случаях повторение имеет подлинно внутреннюю форму, форму мысленного повторения. Переход к мысленному повторению имеет большое значение – превращает операцию запоминания во внутренний процесс, благодаря чему возможна его дальнейшая интеллектуализация.

Процесс запоминания сформировывается к концу дошкольного возраста (6-7 лет). Он характеризуется попытками образовать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей говорит прежде всего изменение порядка предметов, названных ему, при воспроизведении, и объединение их по значению. Об этом же свидетельствует неточные воспроизведения и замена слов на близкие по значению.

Истомина в своих исследованиях выделяет 3 уровня поведения при запоминании поручения:

1. Не выслушивает поручение до конца, не делает попыток воспроизвести его тут же. Цель – запомнить поручение – не вычленяет.

2. Поручение внимательно выслушивает, стремится скорее передать его. Вычленяет цель запомнить (наличие мнемической цели), но специальные способы запоминания ещё не применяет.

3. Ребёнок повторяет то, что ему сказано, просит повторить поручение ещё раз. Применяет те или иные способы запоминания (наличие мнемических операций).

Каково же дальнейшее развитие этого процесса? К школе дети, как правило, овладевают действиями запоминания, и наблюдения за младшими школьниками показывают, что память их является произвольной. Запоминание и припоминание превращаются в сознательные целенаправленные действия и при переходе к систематическому обучению в школе, когда перед ребёнком встают специальные учебные задачи, эти процессы ещё раз перестраиваются и меняют своё структурное место в деятельности детей.


Практическая работа. Общие рекомендации по коррекции тревожности младшего школьного возраста
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация "боюсь воспитателя, учителя" даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация "боюсь войны" позволит де ...

Четыре системы Лайкерта.
Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства. Рис. 3 Система 1 Система 2 Система 3 Система 4 Эксплуататорско- авторитарная Благосклонно- авторитарная Консультативно- демократическая Основанная на участии Рис. 3 Лайкерт описывает руководителей, относящихся ...

Личность, индивид и индивидуальность
· Индивид выражает общие свойства человека, как организма. · Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер. · Личность— результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А.Н.Леонтьев. Дети не обладают личностью, поск ...