Классификация типов личности. Юнговская типологическая модель.
Страница 1

В то время как более ранние классификации строились на основе наблюдений за темпераментом или эмоциональными поведенческими образцами, модель Юнга связана с движением психической энергии и воплощена в определенном специфическом направлении, на котором тот или иной человек более предпочтительно ориентируется в мире. www.edubrilliant.ru

С этой точки зрения Юнг выделили восемь типологических групп: две личностных установки – интроверсию и экстраверсию и четыре функции или типа ориентации – мышление, ощущение, интуицию и чувство – каждая из которых может действовать либо интровертивным, либо экстравертивным образом.

Интроверсия, пишет Юнг, «в норме характеризуется колеблющейся, рефлективной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции». Соответственно, экстраверсия – «нормально характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации; такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью». [5;77]

Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли. Ощущение есть восприятие с помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения или оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (т.е. чувствительность к бессознательным содержаниям).

Экстравертный мыслительный тип.

Экстравертное мышление обусловлено объективными данными, передаваемыми через восприятие. В случае экстравертного мышления любое суждение строится на критерии, получаемом из внешних условий, т.е. тех, которые передаются традицией или образованием. Согласно Юнгу, экстравертный мыслительный тип – «человек, который имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов». [6;585]. Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности, или, соответственно, её объективно ориентированной интеллектуальной формуле, - и при том не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде.

Интровертный мыслительный тип.

Мышление в интровертной установке ориентируется, прежде всего, субъективным фактором. Фокусируется ли мыслительный процесс на конкретных или абстрактных объектах, его мотивация исходит изнутри. Интровертное мышление не зависит ни от непосредственного переживания, ни от общественных традиционных идей. Оно не в меньшей степени логично, чем экстравертное мышление, но не мотивируется ни объективной реальностью, ни какими-либо директивами извне.

Экстравертный чувствующий тип.

Чувство экстравертного типа, как и экстравертное мышление, ориентированно объективными данными и обычно пребывает в гармонии с объективными ценностями. Без экстравертного чувства «цивилизованная» общественная жизнь была бы, фактически, невозможной. Коллективныек выражения в культуре всецело зависят от этого. Экстравертные чувствующие типы обычно очень добродушны и легко приобретают друзей. Они быстро оценивают требования внешней ситуации и с готовностью жертвуют собой для других. Эктсравертный чувствующий тип может уделять мыслям значительное время и, фактически, быть чрезвычайно умным, но мышление, тем не менее, всегда будет подчинено чувству.

Интровертный чувствующий тип.

Чувство в интровертной установке принципиально определяется субъективным фактором. В своей незаинтересованности объектом оно столь же отлично от экстравертного чувства, сколь интровертное мышление от экстравертного. Юнг описывает цель интровертного чувства как «не приспособить себя к объекту, а подчинить его себе в бессознательном усилии реализовать лежащие в нем образы». То, что справедливо для интровертного мышления, в равной степени справедливо и для интровертного чувства, только в первом случае мы имеем дело с мыслью, а во втором – с чувством. Оба ориентированы прежде всего на внутренние образы, а не на внешние факты. Образы интровертного мышления привязаны к мыслям и идеалам; образы интровертного чувства характерно проявляются как ценности. Так как интроверсия данного типа подавляет внешнее выражение, такие люди редко высказываются по поводу того, что они чувствуют.

Экстравертный ощущающий тип.

Экстравертное ощущение превосходит остальные функции в стремлении ориентироваться на объективную реальность. В экстравертном ощущении субъективный компонент заторможен или вытеснен. Реакция – ответ на объект, обусловлена объектом. Данный тип выискивает те объекты, - и людей, и ситуации, - которые возбуждают самые сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Хотя у таких людей недостает терпения или понимания абстрактной реальности, их ощущение объективных фактов развито крайне хорошо. Они хозяеыва деталей жизни. Они могут читать карты, легко находить дорогу в незнакомом городе; они не забывают о назначенных встречах и всегда пунктуальны.

Страницы: 1 2


Сущность понятия «креативность»
Об обширности ума следует судить лишь по изобретательности и количеству мыслей, которые два человека извлекают из одной и той же вещи. Клод Адриан Гельвеций В обыденном сознании понятия «умный» и «сообразительный» выступают почти синонимами. В традиционных представлениях с умом ассоциируется еще и богатый запас знаний. Так, попу ...

Преувеличение острых углов.
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине об ...

Поведение человека предсказуемо.
Свой метод исследования и помощи клиентам, который он иногда называет «физикой человека», Ч.Тойч основывает не столько на субъективных представлениях и переживаниях личности, сколько на точном объективном анализе ее опыта. В его концепции нет случайностей и совпадений; все счастливые и болезненные обстоятельства подчиняются строгим зако ...