Материалы » Развитие положительных эмоций у дошкольников » Особенности эмоционального развития дошкольника

Особенности эмоционального развития дошкольника
Страница 8

После 2 лет привязанность к матери уже не носит такой зависимый характер, уменьшается беспокойство, когда она отсутствует, что обусловлено сформировавшимся чувством "я", а контакты со взрослыми не сопровождаются прежней настороженностью. Все это облегчает помещение ребенка в детский сад. Однако если мать имеет возможность уделять детям достаточно внимания и, главное, стремится к этому, если они не вызывают у нее раздражения и с ними нет противоборства из-за так называемого их упрямства, то целесообразно еще на полгода (у девочек), а то и на год (у мальчиков - из-за их большей привязанности к матери) отложить посещение детского сада. Домашнее воспитание при достаточном общении со сверстниками пока еще более благоприятно для психического развития детей. Не следует спешить до 3-х лет с детским садом при повышенной эмоциональной чувствительности и впечатлительности малышей, их нервной ослабленности и частых соматических (простудных) заболеваниях.

Серьезным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между матерью и ее ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. Чаще всего это проявляется по отношению ко второму ребенку того же пола, что и первый. Эмоционально "перегорая" на первенце, второму она уделяет меньше внимания. Как правило, мать уже физически вымотана и загружена работой. Эмоционально заторможенная из-за невротического состояния, недостаточно общительная и чрезмерно принципиальная по характеру, она воспитывает даже первенца по абстрактным схемам, без учета его реальных нужд и потребностей. Характерны бесконечные нравоучения, морализирование, отсутствие живого, непосредственного контакта с детьми, ласки и нежности. Это создает для ребенка труднопреодолимый эмоциональный барьер в общении с матерью, которая хотя и испытывает чувство любви, но ничего не делает для развития двусторонних эмоциональных отношений.

Не способные быть безучастными, чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности и непосредственности тем, что часто приходят в возбужденное состояние, кричат, плачут и клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, что их не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство. Вместо изменения поведения родители только "закручивают гайки", продолжая не обращать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние детей. Привязанность последних в этих случаях носит болезненно заостренный характер, основанный на поиске, нередко любыми путями, внимания, нежности и любви. Опасность данной ситуации, если она продолжительна, - в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они односторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями.

Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с родителями, в том числе привязанности, относится и к такой высшей человеческой эмоции, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви матери. И здесь многое зависит от того, какой душевной щедростью и отзывчивостью обладает сама мать, как она способна беззаветно любить, не связывая это с какими-либо принципами и условиями, чувством долга. Если в начале 3-го года жизни при высокой привязанности к матери еще возможны фразы типа: "Я сам люблю себя", т. е. любовь носит эгоцентрический, обращенный на себя характер, то уже в 2,5 года следует признание матери: "Я люблю тебя" и в 3 года: "Ты милее всех на свете".

Ярко проявляется осознанная потребность в нежности и ласке: "Сделай ласковое лицо, не сердись, пожалей меня, поцелуй". Ребенок чувствует любые отклонения в эмоциональном отношении матери: "Вот чудеса, только ты меня любила, а теперь не любишь". Постепенно любовь к матери переходит и на отца, что особенно заметно у девочек. Есть даже пословица: "Дочь в отца -счастлива будет". Счастлива она будет в том случае, если любовь дочери и отца взаимна. Это чувство создаст в дальнейшем более приемлемую модель эмоциональных отношений с представителями другого пола, включая отношения в супружестве. Подобную роль играет любовь сына и матери, если она не омрачена трениями и угрозами ее лишения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Анализ эмперических данных и сопоставление их с теоретической базой исследования. Выборка. Техника и методы исследования
Сперва было проведено пилотажное исследование, представлявшее собой неформализированный устный опрос, в результате которого методом сбора данных было выбрано анкетирование и разработана анкета (Приложение 1), поскольку, для исследования брачно-ролевых установок необходимо субъективное мнение. Техника сбора данных. В исследовании приним ...

Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
Различными исследователями предложено множество определение агрессии, однако ни одно из них не может быть признано исчерпывающим или общеупотребительным. Авторский коллектив под руководством Н.М.Платоновой, проведя исследование по изучению природы агрессии и агрессивного поведения, отмечают, что давая понятие агрессии, ряд исследовател ...

Результаты работы по определению влияния проблемных ситуаций на уроках природоведения
В эксперименте участвовало 5 учащихся сельской школы в возрасте 8–10 лет. Результаты были обработаны с помощью математической статистики и являются достоверными. Результаты тестирования по методике 1. У всех детей получился довольно неплохой уровень продуктивности и устойчивости внимания. Ни один из детей не допустил ошибок в определен ...