Введение
Страница 1

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста с помощью создания проблемных ситуаций определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.

Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы, направленность личности. Когда говорят о внимании, то подчеркивают, что это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение. [24,54]

В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Учителя и родители часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей. Чаще всего такую характеристику получают первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем плохо распределяемо, неустойчиво. [7, 12].

На протяжении младшего школьного возраста в формировании внимания происходят существенные изменения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [12, 65].

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

Но внимание – не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [8, 10].

Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И.П., Сеченова И.М., Ухтанского А.А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю.3., Гальперина П.Я., Кобыльницкой С.Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М.П., Матюхиной М.Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).

Гипотеза исследования

:

система приёмов и методов по организации проблемных ситуаций на уроках природоведения повышает внимание детей младшего школьного возраста.

Объект исследования:

познавательная сфера младших школьников.

Предмет исследования –

развитие внимания младших школьников через создание на уроках природоведения проблемных ситуаций.

Цель исследования: выявление в

лияния проблемных ситуаций на особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1) Изучить литературу и другие источники информации по данной проблеме и дать их анализ;

2) Проанализировать понятия: «внимание» и «проблемная ситуация» и выявить влияние проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьников;

3) Дать рекомендации студентам и педагогам по использованию проблемных ситуация на уроках природоведения с целью развития внимания.

Методы исследования

. Организация и методы исследования определялись его целями и соответствующими задачами. Из теоретических методов использовались: изучение психолого-педагогической литературы и ее анализ. Среди эмпирических методов ведущее место занимал педагогический эксперимент, включающий наблюдение, беседы, тестирование.

Страницы: 1 2


Выбор испытуемых
Эксперимент был проведен на базе двух групп. Первая группа, учащиеся старшего школьного возраста, представляют собой недавно сформированный коллектив. Вторая группа образовалась сравнительно давно. Выбор групп обусловлен гипотезой, так как нам необходимо было проверить не только взаимосвязь самооценки и статуса, но и изменчивость показа ...

Первое впечатление
Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого ...

Выводы
В начале работы мы ставили себе цель – выяснить психологические детерминанты сниженной успеваемости учащегося. Для этого мы рассмотрели ряд психологических явлений относительно нашего испытуемого. Теперь можно сделать выводы о влиянии того или иного психологического фактора на успеваемость: 1. Условия воспитания в семье. В целом услов ...