Нравственное сознание личности и его структура
Страница 5

Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.

Ценностные ориентации как элементы морального сознания выполняют ряд функций. Исследователем Э.В. Соколовым, мнение которого мы разделяем, выделяются следующие важнейшие функции ценностных ориентаций:

1. экспрессивная

, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха;

2. адаптивная

, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество;

3. защиты

личности – ценностные ориентации выступают своего рода "фильтрами", пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности;

4. познавательная,

направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности;

5. координации

внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности [24; 174-179].

Таким образом, в ценностно-смысловых образованиях нравственного сознания мы видим, с одной стороны, те формы, в которых систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а с другой – те ориентиры поведения, которые определяют его направленность и выступают конечными основаниями моральных оценок.

Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом "должных" нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и социальной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Реализация ценностей в этом случае воспринимается индивидом как нравственный, гражданский, профессиональный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается, прежде всего, механизмом внутреннего самоконтроля, совестью. Изменения в ценностной структуре нравственного сознания – это, прежде всего, смена ведущей, основной ценностной ориентации, задающей нормативную определенность таким ценностно-мировоззренческим представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал и др., играющей роль "аксиологической пружины", передающей свою активность всем остальным звеньям системы [9; 114-127].

Общественная потребность в новом типе нравственного сознания появляется тогда, когда прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, последние в нравственном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих нравственных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей. Новая ведущая ценностная ориентация, выступая альтернативой прежней, способна не только перестроить систему моральных ценностей, но и изменить силу их мотивационного воздействия. Как отмечают отечественные психологи Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, А.Е. Шерозия и др., перестройка системы ценностных ориентаций, изменение субординации между ценностями свидетельствуют о глубоких преобразованиях в смысловой картине окружающего мира, изменении семантических характеристик различных его элементов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников
Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности мышления ребенка, в качестве одного из основных призна­ков была выделена связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосред­ственная связь детского мышления с практическими действиями ребенка. Исследования отечественных психологов [50] и показали, что существуют чрезвычайно ...

Методика установления психологического контакта.
Под психологическим контактом в психологии общения понимается уже не любой контакт, в который люди вступают, общаясь, а контакт со знаком плюс, оптимизирующий общение. Применительно к деятельности сотрудников ОВД психологический контакт - это ситуативное состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, характеризующееся достижением в ...

Работоспособность. Саморегуляция
У испытуемой наблюдается низкий уровень саморегуляции. Чтобы приступить к урокам или другим делам, требующим напряжения (физического или умственного), ей зачастую требуется указание взрослых. Как уже отмечалось ранее, Ксения старательно пытается делать уроки, но как только встречается первая трудность, она откладывает задание. Ей очень ...