Материалы » Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора » Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Страница 1

Теоретико-методологическая основа исследования:

Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали. Отсутствие принятой обществом системы норм и ценностей дестабилизирует общество и ставит целый ряд проблем перед процессом социализации вообще и социализации подрастающего поколения в частности. От того, каким образом будет решена проблема социализации современных подростков, какие нормы и ценности будут усвоены ими, зависит стабильность нашего общества.

В основу нашей работы положена общая теория морального развития личности, предложенная американским психологом Лоуренсом Колбергом. Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею о том, что эволюция морального сознания ребенка идет параллельно с его умственным развитием, Л. Колберг выделяет в этом процессе несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню развития морального сознания. Разработанная Л. Колбергом «Методика оценки уровня развития морального сознания» остается одной из самых распространенных методик исследования когнитивного компонента нравственного сознания.

В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.

1. Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени:

¾ Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что-то).

¾ Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого.

¾ Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из-за того, что это фактор удовлетворения потребностей других людей.

2. Конвенциональный уровень (прагматический, ролевого конформизма) включает следующие ступени:

¾ Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли они кому-то и помогают ли ему.

¾ Право и порядок. Человеческая жизнь является неприкосновенной в силу религиозных и моральных законов. Самое главное быть в согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий порядок, а не удовлетворять свои потребности.

3. Постконвенциональный уровень (самодостаточность, автономия морали)

¾ Социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке правильных законов (конституция, выборы и т.д.).

¾ Общие этические принципы. Жизнь является особой ценностью, которая определяет движение человечества вперед.

¾ Жизнь человека элемент Космоса. Главной проблемой является не следование предписаниям, а отыскание смысла жизни.

Эта методика используется для диагностики уровня развития морального сознания детей и подростков от 10 до 18 лет, для детей младшего возраста от 4 до 10 лет используется модификация методики Л. Колберга предложенная В. А. Осеевой.

Как нам кажется, данная методика соответствует поставленным целям нашего исследования.

Страницы: 1 2 3


Разработка и внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе
Подростковый возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения подростков в деятельность по освоению культурных ц ...

Личность и общение. Личность как субъект общения
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией. Информация в процес ...

Этнос как особая социально-психологическая категория
Национальная проблематика – исключительно актуальная в наш бурный век прогресса и социальных потрясений – издавна привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Особая важность этой темы для каждого человека, вероятно, связана с тем, что принадлежность к той или иной нации является универсальной характеристикой, свойственной всем ...