Материалы » Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора » Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Страница 2

Итак, в данном исследовании решаются проблемы определение уровня морального развития личности с одной стороны, и особенности нравственного развития личности на ситуацию морального выбора. Эти разные подходы к раскрытию сущности нравственного развития отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности, ее степень осознанности.

Цель и задачи исследования:

цель данного исследования заключается в определении нравственного развития личности и понимании ситуации морального выбора. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

4. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

5. определить уровень развитости нравственного развития с помощью методики оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга;

6. выявить какая зависимость между нравственным развитием личности и пониманием морального выбора;

7. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Была выдвинута следующая гипотеза:о том, уровень осознанности морального выбора зависит от нравственного развития личности.

Объектом исследования:

ситуация морального выбора.

Предметом исследования:

нравственное развитие личности и понимание ситуации морального выбора.

В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих их уровень морального сознания, с целью выяснения того, каким образом формируется степень моральной осознанности в период становления личности, какие особенности и характеристики имеет ситуация морального выбора в юношеском возрасте.

Характеристика выборки: исследование проводилось в средне-образовательной школе №43. В целом, в исследовании приняло участие 20 учеников из 8-го, 9-го и 11-того классов, в возрасте от 15 до 18 лет.

Методы исследования:

Ø методика оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга. Методика предназначена для оценки уровня развития морального сознания. Для этого Л.Колберг сформулировал девять дилемм, в оценке которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня (которые были описаны чуть выше).

Л.Колберг выделил три основных уровня развития моральных суждений:

¾ преконвенциональный,

¾ конвенциональный

¾ и постконвенциональный.

В каждом из названных уровней развития Л.Колберг выделял несколько стадий, которые соответствуют определенному развитию личности, характеризующиеся в возрасте развития.

Стадии развития моральных суждений по Л.Колбергу:

Стадии

Возраст

Основания морального выбора

Отношение к самооценности человеческого существования

Преконвенциональный уровень развития

0

0-2

Делаю то, что мне приятно

1

2-3

Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания

Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет

2

4-7

Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты - мне, я - тебе»

Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое доставляет ребенку этот человек

Конвенциональный уровень развития

3

7-10

Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой»

Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку

4

10-12

Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и

Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных

Постконвенциональный уровень развития

5

После 13

ММораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственный принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения

ЖЖизнь ценится и сточки зрения ее пользы для человечества, и сточки зрения права каждого человека на жизнь

6

После 18

Индивидуальные принципы, выработанные саностоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности

ЖЖизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

Страницы: 1 2 3


Введение.
Интернет-консультирование - это альтернативный источник психологический помощи в тех случаях, когда традиционное психологическое консультирование недоступно или невозможно. Для некоторых людей это единственный способ получить консультацию психолога. Интернет-консультирование это не замена традиционного психологического консультирования. ...

Исследование конфликта и его функционирование. Понятие конфликта
Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого лежит противоречие. Таким образом, конфликт - (от лат. "connflictus" - столкновение) - столкновение противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшие ...

Тифлопсихология
Тифлопсихология - (психология слепых) - раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушенным зрением: 1) развитие психическое слепых и слабовидящих людей; 2) пути и способы его коррекции при обучении и воспитании; 3) возможности компенсации нарушений во ...